1.1. Настоящая Методика разработана в целях повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении бюджета Пензенской области, для осуществления Министерством финансов Пензенской области своевременных мероприятий, направленных на прогнозирование временных кассовых разрывов и формирование финансового резерва с целью финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета Пензенской области.
В настоящей Методике временный кассовый разрыв определяется как недопоступление в определенный период финансового года доходов для осуществления неотложных расходов, предусмотренных утвержденной сводной бюджетной росписью, с учетом источников финансирования дефицита бюджета Пензенской области.
1.2. Возникновение кассовых разрывов связано со следующими основными факторами, которые носят, как правило, сезонный характер:
недостаточное поступление доходов для финансирования запланированных расходов;
выплата отпускных работникам общеобразовательных учреждений в летнее время;
оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении посевных и уборочных работ;
крупные разовые выплаты из бюджета Пензенской области, связанные с погашением и (или) обслуживанием государственного долга;
обстоятельства, требующие срочных разовых расходов (например, природные бедствия или катастрофы);
сезонное увеличение расходов на подготовку предприятий жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы к осенне-зимнему периоду;
абзац исключен. - Постановление Правительства Пензенской обл. от 28.04.2012 N 329-пП.
1.3. Методика используется для прогнозирования сроков наступления временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета Пензенской области, и основывается на прогнозе поступления и расходования средств бюджета Пензенской области на прогнозируемый период и оценке исполнения бюджета Пензенской области за истекший период финансового года.
1.4. Исходными данными для проведения расчета являются финансовая отчетность об исполнении бюджета Пензенской области, а также данные по долговым обязательствам, составляющим государственный долг области, прогнозные данные по поступлению доходов, утвержденная сводная бюджетная роспись расходов с учетом вносимых изменений.
1.5. В целях постоянного мониторинга и уточнения оценки величины и сроков наступления временных кассовых разрывов планирование временных кассовых разрывов осуществляется в три этапа:
1) планирование на финансовый год;
2) текущее планирование;
3) оперативное планирование.
1.5.1. Планирование на финансовый год осуществляется в период формирования прогноза бюджета Пензенской области на очередной финансовый год и включает в себя три этапа:
на первом этапе на основании месячных отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за базовый период (3 года) составляется помесячная динамика доходов и осуществляется расчет ожидаемого прогноза доходов в условиях будущего года, то есть скорректированного с учетом очевидных изменений (например, изменение объема трансфертов из бюджета вышестоящего уровня, изменения в налоговом законодательстве);
на втором этапе на основании месячных отчетов об исполнении бюджета Пензенской области по расходам (за вычетом процентных расходов) за базовый период (3 года) осуществляется расчет ожидаемого прогноза расходов в условиях будущего года, то есть скорректированного с учетом очевидных изменений в бюджетной сети и обязательствах;
на третьем этапе на полученный прогноз доходов и расходов накладывается график платежей по обслуживанию и погашению государственного долга Пензенской области и выделяются наиболее вероятные точки, в которых при исполнении бюджета может произойти кассовый разрыв, то есть где накопленный с начала года объем доходов (с учетом переходящих остатков) становится меньше накопленного с начала года объема расходов (расходы по ожидаемому прогнозу и расходы, связанные с платежами по государственному долгу).
1.5.2. Текущее планирование осуществляется в период формирования и утверждения поквартальной бюджетной росписи на текущий финансовый год в рамках принятого закона Пензенской области о бюджете. Оценка величины и сроков наступления временных кассовых разрывов производится ежеквартально, за 10 дней до наступления следующего квартала, с учетом итогов исполнения бюджета за истекший период и внесенных изменений в бюджетную роспись. На данном этапе планирования учитываются недопоступления доходов из-за непредвиденной остановки (которую невозможно было предусмотреть на первом этапе планирования) крупных предприятий, налоговые отчисления которых формируют бюджет.
1.5.3. Оперативное планирование временных кассовых разрывов осуществляется ежемесячно с учетом итогов исполнения бюджета за истекший период и внесенных изменений в бюджетную роспись. На данном этапе уточняется и определяется величина временного кассового разрыва в необходимых объемах и на определенные цели.
1.6. На каждом этапе планирования итоги оценки величины и сроков наступления временных кассовых разрывов используются для предварительной подготовки и проведения мероприятий по определению источников и объемов финансирования временных кассовых разрывов, подготовке и принятию своевременных решений для обеспечения исполнения бюджета по расходам.
Каждый этап планирования включает в себя осуществление следующих процедур:
разработку прогноза доходов;
разработку прогноза расходов;
оценку величины и сроков наступления кассовых разрывов.