Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики, проводимой Правительством Пензенской области.
Государственная поддержка молодых семей в 2003-2005 годах осуществлялась в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, в соответствии с которой в Пензенской области были разработаны областная и муниципальные целевые программы, направленные на улучшение жилищных условий молодых семей.
Основным результатом реализации указанной подпрограммы стало создание в 2003-2005 годах системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы.
Для решения поставленной задачи средства федерального бюджета направлялись в бюджет Пензенской области и бюджеты муниципальных образований с целью оказания адресной помощи молодым семьям, участвующим в реализации соответствующих региональных и муниципальных программ, направленных на улучшение жилищных условий в случае рождения (усыновления) ребенка.
В 2003-2005 годах более 500 молодых семей - участников областной и муниципальных программ улучшили свои жилищные условия. При этом за счет средств федерального бюджета молодым семьям было предоставлено 212 субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на общую сумму 31 млн. 130 тыс. рублей.
Анализ результатов реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, выявил целесообразность ее корректировки в части совершенствования механизма осуществления государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
На начало 2005 года в Пензенской области более 2000 молодых семей состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2005 году лишь 392 семьи в Пензенской области изъявили желание улучшить свои жилищные условия с использованием механизма ипотечного кредитования).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшему профессиональному росту.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан, проживающих в Пензенской области, позволит сформировать экономически активный слой населения.