Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одной из основных задач, стоящих перед учреждениями образования, является повышение эффективности и ответственности школы в деле гражданского образования и воспитания детей.
Сегодня школа может стать важным фактором становления и развития российского гражданского общества. Это возможно в том случае, если образовательное учреждение не только предоставляет образовательные услуги ученикам, но и развивает сообщество взрослых и детей, привлекает родителей и жителей микрорайона к решению социальных и других проблем, если школа действует в режиме открытой воспитательной системы.
Школа как открытая воспитательная система - это школа которая:
учитывает позитивные возможности и негативные явления среды;
использует воспитательный потенциал всех учреждений и организаций микрорайона;
принимает меры по профилактике отрицательных влияний среды;
реализует функцию объединения воспитательных усилий, координатора влияний различных воспитательных субъектов, инициатора создания единого сообщества взрослых и детей;
многофункциональна: ориентирована на работу с детьми и взрослыми разных убеждений, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения;
осуществляет педагогическую поддержку ребенка, семьи, положительных начинаний жителей микрорайона, общественных организаций;
не подменяет семью в воспитании ребенка, а педагогически грамотно сотрудничает с ней.
Цель воспитания определяется как наиболее полное развитие человека, готового и способного к:
жизненному самоопределению в личностной, профессиональной, образовательных сферах;
социально-активной созидательной деятельности;
самостоятельному выбору здорового образа жизни.
Школа как открытая воспитательная система использует в своей деятельности накопленный в российском образовании опыт:
земской школы;
попечительских советов;
школы - центра воспитательной работы в микрорайоне;
школы - социально-педагогического комплекса и др.
Сегодня школа призвана взять лучшее из наработок прошлых лет, переосмыслив задачи, роль, статус школы в микрорайоне, характер партнерских связей; содержание деятельности с учетом современных социально-экономических условий.
Особое значение в воспитании учащейся молодежи в настоящее время отводится среде как культурно-образовательному пространству, окружающему школу.
Организованная среда - это социальные институты: семья, учреждения культуры и спорта, СМИ, органы местного самоуправления и др.
Неорганизованная среда - это улица, неформальные объединения детей и взрослых, развлекательные учреждения, объекты торговли и др.
Окружающая среда для учащихся - источник знаний во всех сферах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической.
Среда источник эмоциональных переживаний школьников, эмоционально-оценочного отношения к миру.
Среда может быть сферой приложения (а значит и развития) физических и духовных сил детей, участвующих в ее совершенствовании.
Окружение школы может и должно быть объектом коллективной заботы ребят, проявляемой как ради самой среды, так и ради людей. Следовательно, среда может играть важную роль в развитии социальной активности человека и гражданина.
Результат педагогизации среды - создание единого воспитательного пространства города, села.