Недействующий

О концепции развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы (утратило силу с 01.01.2009 на основании постановления Правительства Пензенской области от 31.12.2008 N 969-пП)

Цель и задачи воспитания


Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одной из основных задач, стоящих перед учреждениями образования, является повышение эффективности и ответственности школы в деле гражданского образования и воспитания детей.

Сегодня школа может стать важным фактором становления и развития российского гражданского общества. Это возможно в том случае, если образовательное учреждение не только предоставляет образовательные услуги ученикам, но и развивает сообщество взрослых и детей, привлекает родителей и жителей микрорайона к решению социальных и других проблем, если школа действует в режиме открытой воспитательной системы.

Школа как открытая воспитательная система - это школа которая:

учитывает позитивные возможности и негативные явления среды;

использует воспитательный потенциал всех учреждений и организаций микрорайона;

принимает меры по профилактике отрицательных влияний среды;

реализует функцию объединения воспитательных усилий, координатора влияний различных воспитательных субъектов, инициатора создания единого сообщества взрослых и детей;

многофункциональна: ориентирована на работу с детьми и взрослыми разных убеждений, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения;

осуществляет педагогическую поддержку ребенка, семьи, положительных начинаний жителей микрорайона, общественных организаций;

не подменяет семью в воспитании ребенка, а педагогически грамотно сотрудничает с ней.

Цель воспитания определяется как наиболее полное развитие человека, готового и способного к:

жизненному самоопределению в личностной, профессиональной, образовательных сферах;

социально-активной созидательной деятельности;

самостоятельному выбору здорового образа жизни.

Школа как открытая воспитательная система использует в своей деятельности накопленный в российском образовании опыт:

земской школы;

попечительских советов;

школы - центра воспитательной работы в микрорайоне;

школы - социально-педагогического комплекса и др.

Сегодня школа призвана взять лучшее из наработок прошлых лет, переосмыслив задачи, роль, статус школы в микрорайоне, характер партнерских связей; содержание деятельности с учетом современных социально-экономических условий.

Особое значение в воспитании учащейся молодежи в настоящее время отводится среде как культурно-образовательному пространству, окружающему школу.

Организованная среда - это социальные институты: семья, учреждения культуры и спорта, СМИ, органы местного самоуправления и др.

Неорганизованная среда - это улица, неформальные объединения детей и взрослых, развлекательные учреждения, объекты торговли и др.

Окружающая среда для учащихся - источник знаний во всех сферах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической.

Среда источник эмоциональных переживаний школьников, эмоционально-оценочного отношения к миру.

Среда может быть сферой приложения (а значит и развития) физических и духовных сил детей, участвующих в ее совершенствовании.

Окружение школы может и должно быть объектом коллективной заботы ребят, проявляемой как ради самой среды, так и ради людей. Следовательно, среда может играть важную роль в развитии социальной активности человека и гражданина.

Результат педагогизации среды - создание единого воспитательного пространства города, села.