________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 31 декабря 2008 года N 969-пП
_________________________________________________________________
В целях принятия дополнительных мер, воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы и План мероприятий по реализации Концепции развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы согласно приложениям N 1 и N 2.
2. Министерству образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.) обеспечить межведомственную координацию работы структурных подразделений Правительства Пензенской области, областных министерств и ведомств во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием по реализации Концепции развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
КОНЦЕПЦИЯ
развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы
На протяжении последних 15 лет воспитательная работа в образовательных учреждениях региона строилась на основе концептуальных документов, определяющих основные цели, задачи, направления воспитания детей и молодежи Пензенской области.
Итоги реализации "Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 гг." свидетельствуют о том, что за полтора года была заложена основа для разработки и реализации во многих учреждениях образования моделей воспитательных систем; повышения эффективности межведомственного взаимодействия субъектов социального партнерства в сфере воспитания.
На развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений оказали позитивное влияние:
- научно-методическое обеспечение воспитательного процесса с учетом специфики образовательных учреждений разных типов (научные исследования по актуальным проблемам воспитания, межрегиональные и региональные конференции, семинары, опытно-экспериментальная работа, обобщение ППО, расширение банка данных по проблемам воспитания и т.д.);
- информационно-методическое обеспечение (подготовка методических рекомендаций по вопросам воспитания, обсуждение данных проблем на страницах журнала "Просвещение", в СМИ и т.д.);
- обеспечение готовности педагогических и руководящих кадров системы образования к решению современных задач воспитания;
- реализация плана повышения квалификации и переподготовки работников образования на базе Пензенского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, разработка соответствующих программ спецкурсов по различным аспектам воспитания для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и других педагогических категорий; введение должности социального педагога в целом ряде образовательных учреждений области;
- разработка и реализация на основе Программы 2004-2005 гг. программ развития воспитания на муниципальном уровне, в конкретных образовательных учреждениях разных типов; обеспечение занятости детей в рамках социокультурных центров, физкультурно-оздоровительных комплексов, учреждений дополнительного образования и т.д.
Эти перемены оказали позитивное действие на развитие системы воспитания детей и молодежи: повысился статус воспитания в образовательных учреждениях, возрос интерес к проблемам воспитания педагогической, научной, родительской общественности, СМИ; многие педагогические коллективы разрабатывают и апробируют применительно к реальным условиям своего учреждения личностно ориентированный, системный и другие гуманитарные подходы. Формируется социальный запрос на эффективные воспитательные системы, технологии. Улучшается оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами. Наметились позитивные изменения в ресурсном обеспечении системы воспитания.
Вместе с тем реализация региональной программы на 2004-2005 гг., к сожалению, не всегда сопровождалась созданием адекватных условий: повсеместным введением в штаты образовательных учреждений необходимого количества руководящих и педагогических кадров, обеспечивающих организацию воспитательного процесса, в том числе педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов и т.д.
Многие семьи практически утратили контроль за свободным временем детей и подростков. В них остаются распространенными представления о допустимости личной карьеры любой ценой, в том числе безнравственными средствами, а также алкогольные традиции, конфликтный стиль взаимоотношений и т.д.
Главное место в структуре досуга многих современных подростков занимает компьютер. В целом положительное влияние пользования компьютером на кругозор, академическую успеваемость подростков нередко сопровождается возникновением проблемы несбалансированного виртуального общения ребенка, как итог - формирование ситуации отчуждения от национальной культуры, возникновение значительного разрыва между потребностями молодых людей и возможностями реальной ситуации проживания.
Не решена в массовой практике задача создания в каждом образовательном учреждении социально-психолого-педагогических служб. Требует совершенствования система взаимодействия образования с другими социальными институтами в целях воспитания.
Недостаточно высок педагогический потенциал СМИ. Усиливается общественный запрос на установление разумных фильтров для оценки теле- и печатной продукции для молодежи.
Но главной проблемой воспитания является недостаточная социальная активность подрастающего поколения, нередки случаи пассивности и равнодушия в молодежной среде.
Эти и другие проблемы требуют более активных, согласованных действий по воспитанию детей и молодежи со стороны разных ведомств и учреждений регионального и муниципального уровня.
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки четких перспектив в развитии региональной системы воспитания. Это позволит закрепить результаты реализации Программы 2004-2005 гг. и стимулировать дальнейшее решение существующих в сфере воспитания проблем.
Данная Концепция разработана в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы";
Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р;
Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года, одобренной решением коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2004 N ПК-2;
Законом Пензенской области от 16.09.1999 N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями);
Законом Пензенской области от 18.11.2002 N 402-ЗПО "Об областной межведомственной программе "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы.
При разработке данного документа были учтены замечания и предложения органов управления образования различных уровней, опыт отдельных образовательных учреждений, предложения и замечания общественных организаций, заинтересованных в воспитании детей и молодежи Пензенской области.
Актуальность принятия Концепции определяется:
необходимостью выполнения на территории Пензенской области нормативно-правовых актов России в сфере воспитания;
объективными проблемами ситуации воспитания подрастающего поколения Пензенской области, решение которых возможно на основе программно-целевого подхода;
необходимостью учета региональной специфики при построении воспитательных систем разного уровня.
Данная Концепция призвана:
определить стратегические направления развития региональной системы воспитания;
обосновать цели, задачи, содержание воспитания детей и учащейся молодежи с учетом культурно-исторической и современной социальной ситуации, своеобразия региона;
скоординировать действия различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций по созданию условий для духовно-нравственного, гражданского становления детей и молодежи, подготовки их к жизненному самоопределению;
раскрыть механизм практической реализации Концепции в системе воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области.
В условиях Пензенской области сосуществуют и достаточно успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Данная концепция представляет собой документ, в котором сделана попытка выделить приоритеты воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях Пензенской области.
В основу концепции положены следующие базовые идеи:
идея гражданственности и патриотизма как выражение особой роли в самоопределении молодежи, формировании способности делать ответственный нравственный выбор;
идея социального партнерства, предполагающая обеспечить системность, преемственность и взаимодополнение влияний всех субъектов воспитательного пространства;
идея развития активной жизненной позиции учащейся молодежи;
идея здорового образа жизни в качестве значимой для каждого человека жизненной ценности.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одной из основных задач, стоящих перед учреждениями образования, является повышение эффективности и ответственности школы в деле гражданского образования и воспитания детей.
Сегодня школа может стать важным фактором становления и развития российского гражданского общества. Это возможно в том случае, если образовательное учреждение не только предоставляет образовательные услуги ученикам, но и развивает сообщество взрослых и детей, привлекает родителей и жителей микрорайона к решению социальных и других проблем, если школа действует в режиме открытой воспитательной системы.
Школа как открытая воспитательная система - это школа которая:
учитывает позитивные возможности и негативные явления среды;
использует воспитательный потенциал всех учреждений и организаций микрорайона;
принимает меры по профилактике отрицательных влияний среды;
реализует функцию объединения воспитательных усилий, координатора влияний различных воспитательных субъектов, инициатора создания единого сообщества взрослых и детей;
многофункциональна: ориентирована на работу с детьми и взрослыми разных убеждений, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения;
осуществляет педагогическую поддержку ребенка, семьи, положительных начинаний жителей микрорайона, общественных организаций;
не подменяет семью в воспитании ребенка, а педагогически грамотно сотрудничает с ней.
Цель воспитания определяется как наиболее полное развитие человека, готового и способного к:
жизненному самоопределению в личностной, профессиональной, образовательных сферах;
социально-активной созидательной деятельности;
самостоятельному выбору здорового образа жизни.
Школа как открытая воспитательная система использует в своей деятельности накопленный в российском образовании опыт:
земской школы;
попечительских советов;
школы - центра воспитательной работы в микрорайоне;
школы - социально-педагогического комплекса и др.
Сегодня школа призвана взять лучшее из наработок прошлых лет, переосмыслив задачи, роль, статус школы в микрорайоне, характер партнерских связей; содержание деятельности с учетом современных социально-экономических условий.
Особое значение в воспитании учащейся молодежи в настоящее время отводится среде как культурно-образовательному пространству, окружающему школу.
Организованная среда - это социальные институты: семья, учреждения культуры и спорта, СМИ, органы местного самоуправления и др.
Неорганизованная среда - это улица, неформальные объединения детей и взрослых, развлекательные учреждения, объекты торговли и др.