Недействующий

О законодательной инициативе Законодательного Собрания Пензенской области о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской..." (утратило силу на основании постановления ЗС Пензенской области от 08.11.2006 N 1286-48/3 ЗС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"

В соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится поддержка сельскохозяйственного производства. В сложившейся структуре сельскохозяйственных товаропроизводителей все более значительное место занимают крестьянские (фермерские) хозяйства, которые в отличие от ранее существовавшего порядка, в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В настоящее время в Пензенской области функционирует более 1700 крестьянских (фермерских) хозяйств. За ними закреплено более 170 тысяч гектаров земли. В последние годы наблюдается тенденция укрупнения земельных наделов крестьянских (фермерских) хозяйств. За последние 9 лет размер земельного участка, которым владеет крестьянское (фермерское) хозяйство, в среднем возрос более чем в 2,6 раза.

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в валовом производстве сельскохозяйственной продукции в Пензенской области также имеет устойчивую тенденцию к росту и за период с 2002 по 2004 год увеличился более чем в 2,6 раза.

Положительная динамика наблюдается не только в производстве продукции растениеводства, которым занимается большинство крестьянских (фермерских) хозяйств, но и в животноводстве. Так, в крестьянских (фермерских) хозяйств Пензенской области с 2000 по 2004 год поголовье коров возросло более чем в 1,6 раза, свиней - более чем в 1,5 раза, овец и коз - более чем в 3,3 раза, птицы - более чем в 4,4 раза.

Положительные тенденции в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области сохраняются и в 2005 году. Только за неполные девять месяцев текущего года крестьянскими (фермерскими) хозяйствами было закуплено племенного скота и птицы на сумму более  25 миллионов рублей.

Вместе с тем, изучение финансово-хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области показывает, что дальнейшему развитию крестьянских (фермерских) хозяйств мешает сложность получения кредитов в кредитных организациях, слабое развитие системы кредитования в сельской местности, отсутствие конкуренции в привлечении сельского заемщика. Анализ показывает, что материальные ценности, в том числе и основные средства, которыми владеют крестьянские (фермерские) хозяйства и используют в сельскохозяйственном производстве и которые могут быть предметом залога, существенно недооцениваются при оформлении соответствующих договоров залога. Это, наряду с высокими процентными ставками, повышенным риском всего сельского хозяйства, непредсказуемостью цен как на продукты растениеводства, так и на потребляемые сельскими производителями товары и услуги становится препятствием для крестьянских (фермерских) хозяйств при привлечении кредитных ресурсов для своего развития.

Если на уровне сельскохозяйственных предприятий - юридических лиц остроту указанной проблемы удается решить с помощью предоставления бюджетных кредитов, то крестьянским (фермерским) хозяйствам как индивидуальным предпринимателям согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетные кредиты предоставлены быть не могут. Участие же посредников между соответствующим бюджетом и крестьянским (фермерским) хозяйством приводит только к удорожанию бюджетных кредитов для непосредственных товаропроизводителей.

Анализ предоставленных в предыдущие годы бюджетных кредитов показывает, что выполнение условий их предоставления на возмездной и возвратной основе зависит прежде всего от качества работы соответствующих органов управления и работающих в них специалистов.

Возрастающая роль крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, в формировании производственной инфраструктуры регионов и особенно сельских поселений, в создании дополнительных рабочих мест, наращивании объемов производства сельскохозяйственной и другой продукции (работ, услуг), а также наличие у них имущества, стоимость которого оценивается от нескольких десятков тысяч до миллионов рублей, используемого в производственном процессе и которое можно использовать в качестве залога, обуславливает необходимость и возможность оказания поддержки вышеуказанным субъектам предпринимательства в форме бюджетного кредитования из региональных и местных бюджетов.

Предлагаемый к рассмотрению законопроект предоставляет соответствующим бюджетам право бюджетного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств.