____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
15 апреля 2005 года
Внести Закон Пензенской области от 20 февраля 2003 года N 449-ЗПО "О Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Пензенской области на 2003-2005 годы" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2003, N 7, N 11; 2004, N 20 часть 1) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
"О Программе развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2003-2005 годы";
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1
1. Утвердить прилагаемую "Программу развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2003-2005 годы".
2. Утвердить Порядок предоставления муниципальным районам Пензенской области субсидий на развитие рыночной инфраструктуры в приоритетных отраслях экономики (приложение 1).
3. Утвердить Порядок предоставления муниципальным районам Пензенской области субсидий на развитие рыночной инфраструктуры в части реализации программных мероприятий в хлебопекарных производствах (приложение 2).
4. Утвердить Порядок предоставления муниципальным районам Пензенской области субсидий на развитие рыночной инфраструктуры в части реализации программных мероприятий по адресному товарному кредитованию бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства по переработке лесных ресурсов (приложение 3).
5. Утвердить Порядок предоставления в 2005 году муниципальным районам Пензенской области субвенций на развитие и поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств (приложение 4).";
3) Программу развития и поддержки малого предпринимательства в Пензенской области на 2003-2005 годы, прилагаемую к Закону, изложить в следующей редакции
"УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 20 февраля 2003 года N 449-ЗПО
ПРОГРАММА
развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2003-2005 годы
Паспорт программы
Наименование Программы | - | Программа развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2003-2005 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - | Правительство Пензенской области |
Разработчик Программы | - | Отдел поддержки предпринимательства управления развития предпринимательства и сферы услуг Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области, Управление экономики Правительства Пензенской области |
Цель Программы | - | Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также их инфраструктуры в Пензенской области |
Задачи Программы | - | Создание правовых, экономических и организационных условий для развития малого бизнеса. |
Сроки реализации Программы | - | 2003-2005 годы |
Основные направления Программы | - | Совершенствование нормативной правовой базы малого и среднего бизнеса и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. |
Объемы средств и источники финансирования Программы | - | Общий объем финансирования - 149,47 млн. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | Создание более 615 новых рабочих мест. |
Система контроля | - | Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Управление экономики Правительства Пензенской области, Управление сельского хозяйства Пензенской области. Исполнителями Программы являются структурные подразделения Правительства Пензенской области, органы исполнительной власти Пензенской области, заинтересованные предприятия и организации Пензенской области. Исполнители Программы один раз в полугодие представляют в Правительство Пензенской области информацию о ходе реализации запланированных мероприятий Программы для анализа, обобщения и разработки корректирующих мер |
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В настоящее время сектор малого предпринимательства представляет собой в экономике Пензенской области достаточно мощную экономическую силу. За 1998-2002 годы произошли позитивные преобразования в сфере малого бизнеса.
По уровню развития малого бизнеса Пензенская область отнесена к группе лидеров Российской Федерации, с высоким, устойчивым уровнем развития малых предприятий, несмотря на то, что по уровню социально-экономического развития наша область относится к регионам - "аутсайдерам".
На 1 октября 2002 года в области функционировало 6102 малых предприятия, из них занято торговлей и общественным питанием 2935 предприятий (48,1 процента), выпуском промышленной продукцией 1085 предприятий (17,8 процента), строительством - 801 предприятие (13,1 процента). В структуре сектора малого предпринимательства доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 4,5 процента, доля малых предприятий - 14,4 процента, доля частных предпринимателей без образования юридического лица - 81,1 процента. По сравнению с 1998 годом рост числа малых предприятий составил 30 процентов (в 1998 году насчитывалось 4690 малых предприятий, в 1999 году - 5528, в 2000 и 2001 годах - по 6093 предприятия, в 2002 году - 6102). Численность работающих на малых предприятиях на постоянной основе достигла в текущем году 66,4 тысячи человек, что составляет 11 процентов от численности работающих во всех отраслях экономики. В расчете на 1000 жителей в области действует 4 малых предприятия, 23 частных предпринимателя без образования юридического лица. В среднем на каждом малом предприятии работает 11 человек. Преобладающей формой собственности малых предприятий является частная - 94,7 процента.
За 9 месяцев 2002 года объем произведенной предприятиями малого бизнеса продукции по данным статистики составил 4,5 млрд. рублей. От общего объема производства в области его доля составляет около 10 процентов. Общий объем налоговых поступлений от малого бизнеса возрос с 98 млн. рублей в 1998 году до 652 млн. рублей за 2002 год.
За 9 месяцев 2002 года на развитие экономики и социальной сферы малого предпринимательства направлено 512,8 млн. рублей инвестиций, в 1998 году было - 499,9 млн. рублей.
Правительством Пензенской области принимаются все необходимые меры для развития малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе. Регулярно проводятся заседания общественно-экспертного Совета по предпринимательству при Губернаторе Пензенской области, на которых определяются приоритетные направления развития малого бизнеса и проходят экспертизу все принимаемые в сфере предпринимательства нормативные акты.
Работает областная комиссия по изучению практики применения на территории Пензенской области законов "О введении в действие на территории Пензенской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и "О налоге с продаж". Успешно действуют по защите интересов и прав предпринимателей Пензенский областной союз предпринимателей, Пензенский и Сердобский "Бизнес-клубы". На постоянном контроле находится соблюдение антимонопольного законодательства. Проведен мониторинг реализации контрольных и надзорных функций территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с решениями первого съезда предпринимателей Пензенской области учреждено некоммерческое партнерство "Губернская палата предпринимателей". В районах и городах области действуют общественно-экспертные Советы при главах администраций городов и районов области.
В феврале 2002 года проведена учредительная конференция Общественного движения предпринимателей Пензенской области, в августе создано региональное отделение Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".
Оказывает финансовую помощь начинающим предпринимателям Фонд поддержки малого предпринимательства "Фора".
В целях совершенствования финансово-кредитной поддержки малого бизнеса Губернским банком "Тарханы" открыта кредитная линия в сумме 30 млн. рублей на кредитование малого бизнеса, в том числе 15 млн. рублей на кредитование молодежного предпринимательства. Банк "Тарханы" выступил учредителем ООО "Центр инвестиций и новых технологий", организации, которая призвана решать проблемы инвестирования и переоснащения предприятий малого и среднего бизнеса на коммерческой основе.
По линии Управления сельского хозяйства Пензенской области реализуются мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств на селе и личных подсобных хозяйств.
С целью увеличения производства сельскохозяйственной продукции организован закуп молока и мяса у населения. Создано дополнительно, без привлечения бюджетных средств, 300 рабочих мест заготовителей сельскохозяйственной продукции. Значительное внимание уделяется обучению безработных граждан основам предпринимательской деятельности. Начали свое дело 109 безработных граждан. Им оказана материальная помощь для открытия собственного дела.
В целях продвижения товаров и услуг на рынки региона организована постоянно действующая выставка "Пенза-Экспо", где регулярно выставляется продукция малых предприятий.
Регулярно на сайте межрегионального маркетингового центра "Пенза-Москва" освещается информация о развитии малого и среднего бизнеса региона и ценовом мониторинге по основным группам товаров.
В 2000-2002 годах регулярно проводилась инвентаризация бездействующих производственных площадей федеральной и областной собственности, с целью определения их пригодности для передачи в аренду субъектам малого бизнеса.
Но, несмотря на позитивные тенденции развития малого бизнеса в Пензенской области, он продолжает испытывать серьезные трудности, среди которых выделяются: недостаток собственных финансовых средств, сложность получения кредитов, часто изменяющееся налоговое законодательство.
В сложившихся условиях проблемы малого бизнеса можно разрешить только объединенными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, осуществлением политики государственной поддержки малого предпринимательства и согласованными действиями самих предпринимателей, используя при этом программно-целевые методы.
Результатом реализации Программы станет создание благоприятных условий для деятельности малого бизнеса в регионе, рост налоговых поступлений в бюджет, снижение уровня безработицы и социальной напряженности.
II. Основные цели и задачи Программы. Направление решения поставленных задач
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на региональном уровне.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, преодолении административных барьеров на пути развития малого бизнеса, организационной поддержке прогрессивных финансовых технологий, создании новых рабочих мест, пополнении бюджетов всех уровней, адресной информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержке, предоставляемой предприятиями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении информационного поля для малого предпринимательства.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств решаются по следующим направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы малого предпринимательства;
- организационная поддержка прогрессивных кредитно-финансовых механизмов;
- информационная и консультационная поддержка малого и среднего бизнеса;
- содействие выставочно-ярмарочной деятельности;
- обучение и подготовка кадров для предпринимательских структур и инфраструктуры поддержки бизнеса;
- создание положительного имиджа малого и среднего предпринимательства.
Для формирования эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом национальных, культурных и исторических особенностей Пензенской области, необходимо организовать скоординированное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления Пензенской области, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:
1) субсидирование из бюджета Пензенской области части процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, зарегистрированными и осуществляющими предпринимательскую деятельность в сельских и других населенных пунктах, за исключением городов областного значения, на реализацию бизнес проектов в приоритетных отраслях экономики Пензенской области, прошедших конкурсный отбор;
2) софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, и личных подсобных хозяйств муниципальных районов Пензенской области в части реализации программных мероприятий по адресному товарному кредитованию субъектов малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в приоритетных отраслях экономики Пензенской области через районные агентства поддержки малого предпринимательства;
3) софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств муниципальных районов Пензенской области в части реализации программных мероприятий по адресному товарному кредитованию субъектов малого предпринимательства в хлебопекарных производствах через районные агентства поддержки малого предпринимательства;
4) софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств муниципальных районов Пензенской области в части реализации мероприятий по адресному товарному кредитованию бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства по переработке лесных ресурсов;
5) адресное товарное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств через районные агентства поддержки малого предпринимательства путем продажи в рассрочку молодняка крупного рогатого скота, коров и других видов скота и птицы;
6) стимулирование развития ремесленничества, народных художественных промыслов, производства и реализации сувенирной продукции Пензенской области, поощрение артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельностью, самозанятости населения;
7) ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов: лизинга и франчайзинга;
8) эффективное использование государственного и муниципального имущества в качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;
9) формирование информационно-консультационной сети, расширение информационного поля для субъектов малого предпринимательства;
10) качественное улучшение системы учета и государственной статистики малого предпринимательства;
11) организация пропагандистских кампаний, направленных на подготовку населения к занятию малым предпринимательством, объединение предпринимателей по отраслевым, профессиональным и другим признакам, формирование положительного имиджа малого предпринимательства в целом.
III. Сроки и этапы реализации
Реализация Программы рассчитана на 2003-2005 годы. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы, например, по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты после окончания периода ее реализации.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена четырьмя основными направлениями.