____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
17 декабря 2004 года
Утвердить прилагаемую целевую программу "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы".
Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей бюджета Пензенской области на соответствующий год.
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
г. Пенза
20 декабря 2004 года
N 722-ЗПО
Целевая программа "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы"
Наименование Программы | - | Целевая программа "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | - | Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области |
Цель и задачи Программы | - | создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Пензенской области |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2003-2005 годы 1 этап - 2003 год 2 этап - 2004 год 3 этап - 2005 год |
Перечень основных мероприятий Программы | - | совершенствование работы по профилактике и тушению пожаров, разработка и освоение производства современных средств противопожарной защиты, укрепление кадрового аппарата, активизация информационного обеспечения жителей Пензенской области в сфере пожарной безопасности и профилактики пожаров, развитие материально-технической базы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | - | комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Пензенской области, Правительство Пензенской области, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области |
Объемы и источники финансирования программы | - | общий объем финансирования мероприятий Программы (в ценах 2002 года) составляет 12 974,2 тысячи рублей за счет средств бюджета Пензенской области, в том числе по годам: 2003 год -3 885 тыс. рублей; 2004 год - 4 348,9 тыс. рублей; 2005 год - 4 740,3 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | сокращение количества пожаров с тяжкими последствиями, в том числе: относительное уменьшение числа погибших и травмированных на пожаре людей на 10-15 процентов, снижение потерь от пожаров на 15-20 процентов |
Организация контроля за реализацией Программы | - | комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Пензенской области, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области |
Целевая программа "Пожарная безопасность Пензенской области на 2003-2005 годы" разработана в целях дальнейшего совершенствования работы по исполнению положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Закона Пензенской области от 1 сентября 1997 года N 55-ЗПО "О пожарной безопасности".
Приоритетным направлением настоящей Программы является создание системы обеспечения пожарной безопасности на территории Пензенской области путем реализации следующих первоочередных мероприятий:
- разработка и осуществление правовых, организационных, экономических и научно-технических мер, направленных на предупреждение пожаров и борьбу с пожарами;
- внедрение научно-технических достижений в противопожарную защиту объектов различных сфер экономики, взрывопожаробезопасных технологий, веществ и материалов;
- соблюдение государственными органами и общественными объединениями, юридическими и физическими лицами требований норм и правил пожарной безопасности;
- сочетание экономической заинтересованности юридических и физических лиц в соблюдении законодательства о пожарной безопасности с их ответственностью за нарушения противопожарных норм и правил;
- укрепление материально-технической базы структурных подразделений Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области;
- профессиональный отбор и повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области.
Исполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит решить наиболее острые проблемы, стоящие перед Государственной противопожарной службой, в части создания положительных тенденций повышения потенциала пожарной охраны, увеличения числа муниципальных и ведомственных противопожарных формирований, что в результате окажет непосредственное влияние на укрепление пожарной безопасности на территории Пензенской области.
Обстановка с обеспечением пожарной безопасности объектов и населенных пунктов Пензенской области остается сложной и имеет выраженные негативные тенденции. В 2002 году отмечены резкое увеличение числа пожаров, рост материального ущерба, а также количество погибших в огне людей. Показатели являются наивысшими за период с 1998 года.
Динамика количества пожаров и их последствий за последние пять лет характеризуется следующим образом:
Период | Количество пожаров | Ущерб | Гибель людей (чел.) | Травмировано (чел.) |
1998 г. | 2441 | 11 213 | 165 | 75 |
1999 г. | 2379 | 14 051 | 164 | 110 |
2000 г. | 2282 | 14 503 | 160 | 85 |
2001 г. | 2376 | 23 595 | 181 | 80 |
2002 г. | 2623 | 39 173 | 229 | 161 |
Итого за 5 лет | 12101 | 102 535 | 899 | 511 |
В результате пожаров за последние пять лет огнем уничтожено 4468 строений различного назначения, 203 единицы автомобильной и специальной техники, 10269 тонн сельскохозяйственных кормов, более 170 тыс. кв. метров жилой площади в ведомственных и принадлежащих гражданам жилых домах.
Основными местами возникновения пожаров остаются жилые дома и надворные постройки, доля которых ежегодно превышает 75 процентов от общего количества.
Надворные постройки - 31%
Жилые дома - 44%
Грубые корма - 9%
Прочие - 7%
Сельскохозяйственные объекты - 2%
Новостройки - 0,4%
Здания общественного назначения - 2%
Промышленные предприятия - 2%
Склады, базы и учреждения торговли - 2%
Ежегодный анализ показывает, что свыше половины пожаров на территории Пензенской области традиционно приходится на сельскую местность. Материальные потери от них и число погибших в огне людей составляют более 50 процентов от общих показателей области.
Неустановленные причины - 3%
Электрооборудование - 24%
Шалость детей с огнем - 5%
Неосторожное обращение с огнем - 39%
Керасиновые, газовые приборы - 2%
Технологические - 1%
Печное отопление - 17%
Поджоги - 3%
Прочие - 6%
В целом ситуация с пожарами по области оценивается как весьма сложная. Степень негативного влияния их последствий на состояние социальной, техногенной и экономической безопасности недопустимо высока. По-прежнему основными причинами возникновения пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (39 процентов от общего количества), нарушение правил эксплуатации электрооборудования потребителями электроэнергии (24 процента от общего количества) и неисправность печного отопления (17 процентов от общего количества). Наиболее распространенными условиями гибели и травматизма людей являются: состояние алкогольного опьянения (60 процентов), болезнь и преклонный возраст пострадавших (12 процентов), состояние сна (10 процентов).
Тем не менее, отношение общества, граждан, руководителей всех уровней государственных и социальных институтов к этой проблеме неадекватно сложившемуся положению дел. На основании вышеизложенного Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области твердо и последовательно отстаивает конституционные права граждан по защите их жизни, здоровья, жилища и имущества от пожаров. За прошедший год подразделениями Государственной противопожарной службы Пензенской области обследованы 1154 населенных пункта, свыше 21,7 тыс. объектов с выдачей обязательных для исполнения предписаний и более 90248 жилых домов. За нарушения норм и правил пожарной безопасности привлечены к административной ответственности в виде штрафа более 10,0 тыс. должностных лиц и граждан, приостанавливалась эксплуатация 11,1 тыс. предприятий (отдельных производств, производственных участков, агрегатов), зданий и сооружений, находившихся в пожароугрожаемом состоянии.
Подразделениями пожарной охраны выполняется большой объем первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами, в условиях острейшего дефицита средств. Финансирование Государственной противопожарной службы за счет средств федерального бюджета на расширение материально-технической базы составило в 2002 году 28,1 процента от потребности. Денежный дефицит привел к тому, что укомплектованность подразделений Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области основными видами пожарной техники составляет 56 процентов. Из имеющегося парка пожарной техники 84 процента выработали моторесурс. Уменьшение финансирования федеральным бюджетом привело к сокращению в 2001-2002 гг. личного состава Государственной противопожарной службы на 74 единицы.
С 1995 года на территории региона функционирует комиссия по пожарной безопасности при Правительстве Пензенской области, которая оказывает существенное влияние на формирование положительных тенденций в части повышения уровня противопожарной защиты объектов и жилого фонда населенных пунктов. Однако без целенаправленного выделения ассигнований на содержание пожарных подразделений и улучшение материально-технической базы невозможно сохранение их боеготовности на минимально допустимом уровне. Только в каждом втором районе Пензенской области предусматриваются затраты на содержание пожарной охраны отдельной строкой в соответствующих бюджетах. В настоящий момент фактическая численность личного состава Государственной противопожарной службы составляет 57,7 процента от нормативов, установленных статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Следствием вышеназванного является резкое увеличение нагрузки на технические и людские ресурсы. Постоянное сокращение личного состава и износ пожарной автомобильной техники усугубляют ситуацию. В районах Пензенской области сложилась критическая ситуация с организацией пожаротушения. На пожар выезжают 2-3 человека, что составляет лишь 50 процентов от минимально допустимого количества личного состава. Ликвидация относительно небольшого пожара из-за хронической неукомплектованности личным составом осуществляется с привлечением максимального количества пожарной техники. При тушении пожаров боевые расчеты работают на пределе физических возможностей.
Низкий уровень противопожарной защиты объектов и населенных пунктов и кризисное положение дел в пожарной охране непосредственным образом отражаются на экономике Пензенской области. Наряду с огромными материальными потерями, причиняемыми пожарами, сдерживаются темпы производственного и жилищного строительства, развитие городов и других населенных пунктов Пензенской области.
С целью выхода из сложившегося положения Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области предложены мероприятия по поэтапному доведению боеготовности подразделений пожарной охраны до необходимого уровня, изложенные в разделах "Материально-техническое и финансовое обеспечение Программы" и "Мероприятия по реализации Программы".
Материально-техническое обеспечение настоящей Программы осуществляется органами государственной власти. Перечень технических средств, дополнительно необходимых Государственной противопожарной службе для поддержания требуемого уровня противопожарной защиты в Пензенской области, приведен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Основные направления и мероприятия | Кол-во | Общая сумма затрат по реализации Программы на 2003-2005 гг. (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Пожарные автомобили: | |||||
- АЦ-3,0-40(131Н)5А | 7 | 5 600,0 | 3 / 2 400,0 | 2 / 1600,0 | 2 / 1 600,0 | |
- АЦ-40-5,8-40(5557) УРАЛ | 2 | 2 800,0 | - | 1 / 1400,0 | 1 / 1 400,0 | |
Итого | 9 | 8 400,0 | 3 / 2 400,0 | 3 / 3000,0 | 3 / 3 000,0 | |
2. | Средства связи: | |||||
- радиостанция "Виола Ц" | 3 | 225,0 | 1 / 75,0 | 1 / 75,0 | 1 / 75,0 | |
- радиостанция "Виола Л" | 8 | 225,0 | 2 / 75,0 | 2 / 75,0 | 4 / 150,0 | |
ЗИПы к радиостанциям | 38 | 375,0 | 15 / 150,0 | 13 / 150,0 | 10 / 75,0 | |
Итого | 49 | 900,0 | 18 / 300,0 | 16 / 300,0 | 15 / 300,0 | |
3. | Специальное аварийно-спасательное оборудование: | |||||
- спасательные веревки | 30 | 33,0 | 10 / 11,0 | 10 / 11,0 | 10 / 11,0 | |
- рукав спасательный РСД-МС | 2 | 50,0 | - | 1 / 25,2 | 1 / 25,0 | |
- специальное альпинистское снаряжение для снятия пострадавших с высоты КСИ П2-05-30 | 20 | 40,2 | - | 5 / 10,2 | 15 / 30,0 | |
- фонари ФОС-3 (с зарядными устройствами) | 22 | 66,0 | 12 / 36,0 | - | 10 / 30,0 | |
- самоспасатель для защиты органов дыхания (СПИ) | 150 | 135,0 | 50 / 45,0 | - | 100 / 90,0 | |
- спасательное устройство "Слип-эвакуатор" | 8 | 5,2 | 8 / 5,2 | - | - | |
Итого | 232 | 329,4 | 80 / 97,2 | 16 / 46,2 | 136 / 186,0 | |
4. | Средства защиты личного состава от воздействия вредных факторов пожара и СДЯВ: | |||||
- теплоотражательные костюмы ТК-800 | 28 | 588,0 | 10 / 210,0 | 8 / 168,0 | 10 / 210,0 | |
- костюмы стойкие в химически агрессивных средах | 60 | 60,0 | 20 / 20,0 | 20 / 20,0 | 20 / 20,0 | |
Итого | 88 | 648,0 | 30 / 230,0 | 28 / 188,0 | 30 / 230,0 | |
5. | Развитие базы пожарной охраны (ремонт зданий пожарных депо) | 26 | 1 050,0 | 300,0 | 350,0 | 400,0 |
Итого | 26 | 1 050,0 | 300,0 | 350,0 | 400,0 | |
6. | Запасные части и комплектующие для ремонта пожарной автотехники: | |||||
- аккумуляторные батареи: | ||||||
6 СТ-60 | 12 | 9,6 | 4 / 3,20 | 4 / 3,20 | 4 / 3,20 | |
6 Ст-75 | 12 | 11,4 | 4 / 3,80 | 4 / 3,80 | 4 / 3,80 | |
6 СТ-90 | 24 | 24,0 | 8 / 8,0 | 8 / 8,0 | 8 / 8,0 | |
6 СТ-132 | 9 | 13,5 | 3 / 4,50 | 3 / 4,50 | 3 / 4,50 | |
6 СТ-190 | 9 | 18,0 | 3 / 6,0 | 3 / 6,0 | 3 / 6,0 | |
Итого по АКБ | 66 | 76,50 | 22 / 25,5 | 22 / 25,5 | 22 / 25,5 | |
- автошины: | ||||||
8.40 х 15 | 18 | 14,4 | 6 / 4,8 | 6 / 4,8 | 6 / 4,8 | |
240 х 508R | 12 | 21,6 | 4 / 7,2 | 4 / 7,2 | 4 / 7,2 | |
260 х 508R | 30 | 60,0 | 10 / 20,0 | 10 / 20,0 | 10 / 20,0 | |
12.00 х 20 | 24 | 74,4 | 8 / 24,8 | 8 / 24,8 | 8 / 24,8 | |
1100 х 400 х 533 | 12 | 67,2 | 4 / 22,4 | 4 / 22,4 | 4 / 22,4 | |
Итого по автошинам | 96 | 237,6 | 32 / 79,2 | 32 / 79,2 | 32 / 79,2 | |
Запасные части и комплектующие к пожарным насосам | 36 | 102,0 | 12 / 34,0 | 12 / 34,0 | 12 / 34,0 | |
Запасные части и комплектующие для ремонта пожарной техники | 552 | 540,0 | 184 / 180,0 | 184 / 180,0 | 184 / 180,0 | |
ПТВ | 220 | 690,7 | 78 / 239,1 | 49 / 146,0 | 93 / 305,6 | |
ВСЕГО В ПРОГРАММЕ | 1376 | 12 974,2 | 3 885,0 | 4 348,9 | 4 740,3 |