Успешное развитие современной экономики промышленно развитых стран мира определяется долей конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме валового внутреннего продукта (далее - ВВП) или валового регионального продукта (далее - ВРП), являющейся конечным результатом коммерциализации научных исследований и разработок. Она становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек для обеспечения конкурентоспособности.
В соответствии с утвержденным 01.03.2004 Протоколом N 1 совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 24.02.2004 по вопросу "О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы" Правительству Российской Федерации с участием субъектов Российской Федерации рекомендуется:
до ноября 2004 г. разработать Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, а также предложить комплекс мероприятий по реализации этого документа, предусматривающий решение следующих первоочередных задач:
формирование организационно-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствование системы государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию гражданского назначения;
стимулирование развития инфраструктуры национальной инновационной системы, в том числе формирование системы страхования рисков, комплекса региональных и отраслевых венчурных фондов, создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры инновационной системы с учетом межрегиональных и международных экономических и научно-технических связей;
обеспечение интеграции науки, образования, промышленности и агропромышленного комплекса путем создания интегрированных структур, ориентированных на разработку, серийное производство и реализацию инновационной продукции (услуг), в том числе в кооперации с малыми высокотехнологичными инновационными предприятиями;
эффективное использование в интересах развития экономики страны инновационного потенциала академических институтов, университетов, государственных научных центров и других государственных научных организаций и предприятий, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности;
формирование конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, стимулирование развития частного инновационно-технологического предпринимательства, создание условий для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере;
ускорение передачи научных знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики;
совершенствование системы подготовки кадров в инновационной сфере;
организация и выполнение комплексных инновационных проектов, обеспечивающих производство и реализацию конкурентоспособной продукции (услуг).
Что касается Пензенской области, то основным условием достижения необходимых темпов роста ВРП Пензенской области является повышение экономической эффективности функционирования отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий за счет привлечения значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики.
Эффективность экономики Пензенской области по сравнению со средними показателями Российской Федерации имеет более низкие показатели как в отношении производительности труда, так и по финансовым результатам деятельности отраслей и сфер экономики. Это связано как с особенностями отраслевой структуры хозяйства (высокая доля сельского хозяйства), так и с применением на большинстве предприятий устаревших технологий и оборудования, а также с недостатками менеджмента, маркетинга и управления финансами на предприятиях. Сочетание этих факторов обусловливает недостаточную конкурентоспособность значительной части продукции и услуг предприятий Пензенской области на внешнем рынке и, как следствие, низкую прибыльность производств.
Традиционная политика поддержания сложившейся неэффективной структуры экономики и производства продукции на базе существующих технологий не позволят добиться выполнения стратегической цели социально-экономического развития области. Поэтому основными условиями достижения необходимых темпов роста ВРП Пензенской области являются ускорение прогрессивных структурных сдвигов в экономике региона, повышение экономической эффективности функционирования отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий за счет привлечения значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики.
Без запуска инновационных процессов реальное участие Пензенской области в решении общенациональной задачи удвоения ВВП Российской Федерации, а также региональной стратегической задачи ускоренного привлечения инвестиций остаются проблематичными.
На начало 2003 г. по количеству используемых передовых технологий среди регионов Приволжского федерального округа Пензенская область находилась на 9-ом месте - 1109 (0,035%), на 12-ом месте по количеству предприятий, использующих передовые технологии - 20 предприятий (0,02%). По количеству созданных передовых технологий наша область оказалась на более высоком - 5-ом месте, что говорит о некотором потенциале и возможностях к росту (см. таблицы 1, 2, 3).
Таблица 1
Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
по количеству используемых передовых технологий
Место | Субъект федерации | Количество технологий |
1 | Нижегородская область | 10 657 |
2 | Удмуртская Республика | 3 818 |
3 | Самарская область | 3 738 |
4 | Республика Башкортостан | 3 569 |
5 | Пермская область | 1 970 |
6 | Саратовская область | 1 889 |
7 | Республика Татарстан | 1 348 |
8 | Кировская область | 1 321 |
9 | Пензенская область | 1 109 |
10 | Ульяновская область | 922 |
11 | Чувашская Республика | 552 |
12 | Оренбургская область | 496 |
13 | Республика Марий Эл | 250 |
14 | Республика Мордовия | 99 |
Всего | 31 738 |
Таблица 2
Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
по количеству предприятий, использующих
передовые технологии
Место | Субъект федерации | Количество предприятий |
1 | Республика Татарстан | 218 |
2 | Нижегородская область | 176 |
3 | Самарская область | 80 |
4 | Республика Башкортостан | 78 |
5 | Кировская область | 74 |
6 | Удмуртская Республика | 58 |
7 | Пермская область | 56 |
8 | Саратовская область | 49 |
9 | Чувашская Республика | 35 |
10 | Ульяновская область | 29 |
11 | Оренбургская область | 27 |
12 | Пензенская область | 20 |
13 | Республика Марий Эл | 19 |
14 | Республика Мордовия | 11 |
Всего | 930 |
Таблица 3
Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
по количеству созданных передовых технологий