Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 декабря 2004 года N 720-ЗПО


Об областной целевой программе инновационного развития
Пензенской области на 2005-2007 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 28 мая 2007 года)

_________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 866-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 21, 30.09.2005);

Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 935-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 30, 30.12.2005);

Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года N 1020-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 15, 01.06.2006);

Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1102-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 27, 21.09.2006);

Законом Пензенской области от 14 ноября 2006 года N 1167-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 33, 22.11.2006);

Законом Пензенской области от 28 мая 2007 года N 1281-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 18, 05.06.2007).

_________________________________________________________________


Принят
 Законодательным Собранием
 Пензенской области
 17 декабря 2004 года


Статья 1

Утвердить прилагаемую областную целевую программу инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы.

Статья 2

Правительству Пензенской области в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить в установленном порядке нормативные правовые акты, необходимые для его реализации.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.



Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев

г. Пенза
20 декабря 2004 года
N 720-ЗПО


УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 20 декабря 2004 года N 720-ЗПО  



     Областная целевая программа
     инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы

(с изменениями на 28 мая 2007 года)

Паспорт программы

Наименование программы

-

областная целевая программа инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы  

-

протокол совещания у первого заместителя Губернатора Пензенской области от 23.03.2004

Государственный заказчик Программы  

-

Правительство Пензенской области

Основные разработчики Программы

-

Управление инвестиционного развития и туризма Правительства Пензенской области, Управление промышленности Правительства Пензенской области, Управление экономики Пензенской области, рабочая группа Экспертного совета по промышленной, научно-технической и инновационной политике, Экспертный совет по промышленной, научно-технической и инновационной политике     

(позиция в редакции, введенной в действие с 16 июня 2007 года Законом Пензенской области от 28 мая 2007 года N 1281-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

Цель и задачи Программы

-

Цель:

- создание региональной инновационной системы для перевода экономики области на инновационный путь развития;

Основные задачи:

- формирование организационно-правовых и финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;

- интеграция учебно-научно-производственных и бизнес-ресурсов для обеспечения инновационной деятельности;

- вхождение в межрегиональный рынок инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;

- создание благоприятной среды для инновационной деятельности

Сроки и этапы реализации Программы  

-

2005-2007 годы

Основные мероприятия Программы

-

разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы;

реализация комплексных проектов в научно-технической и производственной сферах;

создание инфраструктуры инновационного развития региона и системы кадрового обеспечения Программы

Ответственные исполнители программных мероприятий (головные исполнители)

-

Управление инвестиционного развития и туризма Правительства Пензенской области, Управление экономики Пензенской области, Управление промышленности Правительства Пензенской области, Центр инновационного развития (ЦИР - должен быть создан на первом этапе реализации Программы)

(позиция в редакции, введенной в действие с 16 июня 2007 года Законом Пензенской области от 28 мая 2007 года N 1281-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

Исполнители Программы

-

определяются в ходе реализации Программы из числа научных, инновационных и промышленных предприятий и организаций

Объемы и источники финансирования

-

Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы составят 12 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области, что составит менее 1/3 общей суммы привлекаемых средств, в том числе:
2005 год - 5,0 млн. рублей;
2006 год - 5,0 млн. рублей;
2007 год - 2,0 млн. рублей     

(раздел в редакции, введенной в действие с 10 января 2006 года Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 935-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

увеличение во внутреннем валовом продукте области доли конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг, создание новых рабочих мест, увеличение, по крайней мере, в 2 раза числа предприятий, использующих передовые технологии, увеличение ежегодных бюджетных поступлений от реализации наукоемкой продукции и услуг

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Пензенской области в лице Управления инвестиционного развития и туризма Правительства Пензенской области, Управлением экономики Пензенской области, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Министерством финансов Пензенской области.

(позиция в редакции, введенной в действие с 16 июня 2007 года Законом Пензенской области от 28 мая 2007 года N 1281-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

________________

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства будут предоставляться в форме оплаты продукции, работ, услуг, выполняемых юридическими лицами по государственному контракту с Правительством Пензенской области.

Объемы привлекаемых средств федерального бюджета будут определяться по итогам проведения экспертизы по вхождению в федеральные целевые программы.

Объемы финансирования из внебюджетных источников определяются по результатам оценки коммерческой привлекательности проектов Программы и должны превысить сумму, выделяемую из бюджета Пензенской области.

          


     Часть 1. Общепринятые понятия и определения


Венчурное финансирование - форма финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм со стороны венчурного (рискового) капитала, элемент механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер, проводимых небольшими и новыми компаниями.

Традиционный рынок ссудных капиталов (банки и кредитные учреждения) обычно сориентирован на минимальный кредитный риск, поэтому доступ новых компаний к кредитам всегда ограничен. Обращение к рынку ценных бумаг практически невозможно из-за жестких требований к сроку существования компании (3-5 лет), величине ее активов, размерам минимальной эмиссии, процедуре выпуска акций, препятствующей выходу на фондовый рынок со своими бумагами новых, небольших компаний. Это привело к появлению такой нормы финансирования деятельности мелких исследовательских и внедренческих фирм, как венчурное финансирование. Источники венчурного финансирования - неофициальный рынок рискового капитала; профессиональный венчурный капитал.

Профессиональный рынок венчурного капитала обычно выступает в форме профессионально управляемого инвестиционного пула.

Венчурное финансирование - финансирование деятельности с повышенным риском потерь, а в случае удачи - с повышенной нормой прибыли. Осуществляется венчурное финансирование с помощью венчурного капитала специализирующихся на этом организаций, или венчурных фондов крупных банковских учреждений, диверсифицирующих свою деятельность.

Венчурный банк (фонд) - банк, создаваемый для кредитования "рисковых" проектов, например научно-технических работ с неопределенным или отдаленным по времени эффектом; кредитные ресурсы формируются, в основном, за счет взносов государства, а также спонсорской поддержки; при успешном завершении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) банк получает учредительский доход, определенную долю прибыли от внедрения инноваций.

Венчурная фирма (от английского venture - рисковать, риск) - форма институализации венчурного, т.е. рискового, капитала. Продуктом венчурного финансирования являются связанные с риском инновации различного рода: в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов, организации производства, маркетинга. Венчурная фирма является особым звеном в цепи "наука-производство". Она служит начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию промышленного производства. Зачастую с окончанием работы над данным продуктом фирма прекращает свое существование.

Как правило, венчурное финансирование относится к малому и среднему инновационному бизнесу. Потенциал венчурных фирм находит наилучшую реализацию в наукоемких, технически сложных отраслях, где он сочетается с большими производственными и финансовыми возможностями крупных компаний. Наиболее благоприятными для деятельности венчурных фирм являются те отрасли, где жизненный цикл продукта невелик (в микроэлектронной промышленности США этот показатель составляет в среднем 4-5 лет). Быстрая смена номенклатуры продукции позволяет небольшим фирмам переходить от одной инновации к другой.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация (нововведение) - вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений является существенным фактором инновации.

Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, центры коммерциализации технологий и другие специализированные организации).

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационные инвестиции - форма реального инвестирования, осуществляемая с целью внедрения технологических инноваций в деятельность предприятия. Инновационные инвестиции осуществляются в двух основных формах: путем приобретения готовой научно-технической продукции; путем разработки новой научно-технической продукции.

Инновационные инвестиции в форме приобретения готовой научно-технической продукции включают: приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; приобретение ноу-хау. Приобретение патентов и ноу-хау осуществляется на основе лицензионных соглашений. Существуют два основных вида лицензий на эту продукцию:      

а) неисключительная или простая лицензия, которая предусматривает ограниченное право использования научно-технической продукции. В этом случае за продавцом сохраняются все права по использованию или дальнейшей реализации лицензии;

б) исключительная лицензия, которая предусматривает предоставление лишь одному покупателю исключительного права на пользование готовой научно-технической продукцией и выдачу лицензий третьим лицам. Инновационные инвестиции в форме разработки новой научно-технической продукции имеют следующие виды: разработка новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия; разработка новой научно-технической продукции сторонними организациями по заказу предприятия. Результаты разработки новой научно-технической продукции как при первой, так и при второй форме оформляются отчетами о научно-исследовательской работе; комплектами технологической и конструкторской документации; методическими рекомендациями и т.п. Инновационные инвестиции являются основным путем формирования нематериальных активов предприятия.

Инновационный потенциал - способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Инновационный потенциал включает в себя научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и т.д. и представляет совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Кластер - сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.

Производственная политика, промышленная политика - политика, в основе которой лежит содействие эффективности производства и конкурентоспособности, промышленному возрождению и расширению, а также созданием возможностей для работы по найму. Промышленная политика предусматривает меры, например, для роста конкуренции и для поощрения регионального развития, а также особые меры для стимуляции эффективности и принятия новых технологий. Но производственная политика может заниматься более узким кругом вопросов, например, выборочной интервенцией в некоторые отрасли промышленности или поддержкой определенных проектов и компаний. Промышленная политика большинства стран является как реагирующей (отвечающей, например, на неспособность рынка саморегулироваться при помощи переструктурирования и рационализации убыточных отраслей промышленности либо при помощи поддержки компаний-неудачников), так и проактивной, действующей как катализатор в изменениях, поощряя, например, основание новых предприятий и развитие новых технологий, призванных улучшить эффективность и конкурентоспособность на международном рынке.

Субсидии и субвенции

1. Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:


- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;


- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;


- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

2. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Технология высокая - условное обозначение наукоемкой универсальной, многофункциональной, многоцелевой технологии, имеющей широкую сферу применения, способной вызвать цепную реакцию нововведений, обеспечивающей более оптимальное по сравнению с предшествующими технологиями соотношение затрат и результатов и оказывающей позитивное воздействие на социальную сферу. В мировой практике к высокой технологии, как правило, относят микроэлектронику, коммуникационную технику, биотехнологии, создание новых материалов, микромеханику и те производственные технологии, в которых непосредственно использованы новейшие достижения физики, химии, механики и информатики.

Трансфер технологий - передача права владения технологией полностью или частично одним лицом, организацией, страной соответственно другим лицам, организациям, странам.

Часть 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Успешное развитие современной экономики промышленно развитых стран мира определяется долей конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме валового внутреннего продукта (далее - ВВП) или валового регионального продукта (далее - ВРП), являющейся конечным результатом коммерциализации научных исследований и разработок. Она становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек для обеспечения конкурентоспособности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»