Недействующий

Об областной программе "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы"

     
     I. Содержание проблемы и обоснование
 необходимости ее решения программными методами


Программа "Развитие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы" разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, проектом Государственной программы "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года", федеральной целевой Программой "Дети России" на 2003-2006 годы, программами в области воспитательной и молодежной политики Правительства Пензенской области.

В настоящее время в России заметно усилились внимание и требовательность к образованию и воспитанию со стороны родителей, общественности, властных структур. Это связано с ростом асоциального поведения детей и подростков, одной из причин которого является нерациональная организация досуговой деятельности, детская безнадзорность, особенно во время каникул, в праздничные и выходные дни. Немалую роль в этом играет и характерный для современного общества кризис семьи, который приводит к существенному снижению ее воспитательного потенциала.

В области возрастает количество детей, стоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел из неполных семей, семей безработных и морально неблагополучных. Не снижается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Кроме того, заметное влияние на процесс духовного становления молодежи оказывают проблемы, связанные со становлением современной российской цивилизации: снижение жизненного уровня населения, безответственность средств массовой информации, пропагандирующих жестокость, насилие, равнодушие, усиление межнациональной напряженности, криминализация общества.

Однако, несмотря на признание задачи воспитания детей одной из главных стратегических задач современного российского общества, можно говорить о том, что пока еще не вполне четко определены приоритеты воспитательной политики, не выработан комплекс практических мер по решению проблем воспитания молодежи.

Сегодня в области происходит формирование благоприятных условий для интенсивного развития социального института воспитания, для усиления эффективности воспитательного воздействия учреждений образования и культуры на подрастающее поколение с целью духовно-нравственного и гражданского становления личности и ее социализации. Формируются новые культурные основы воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи, взаимодействие семьи, общества и государства в деле воспитания человека и гражданина.

В современных условиях важной представляется такая организация работы образовательного учреждения, когда оно на практике представляет собой "территорию интересов" учащихся, функционирует в режиме "школы полного дня", обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков. Особую роль в решении этой задачи играют система дополнительного образования детей, детские общественные организации и объединения, организация внеклассной воспитательной работы учреждения.

Сегодня 88 тысяч учащихся во внеурочное время занимаются в объединениях по интересам в общеобразовательных школах техническим и художественным творчеством, спортом, туризмом и краеведением. 79 тысяч школьников посещают учреждения дополнительного образования детей. Более 77 тысяч детей и подростков заняты социально-значимой деятельностью в детских общественных объединениях, действующих на базе образовательных учреждений.

В соответствии с федеральными программами, программами Правительства Пензенской области приоритетным направлением работы педагогических коллективов региона становится работа по формированию целостного образовательного пространства. Это объясняется тем, что сегодня именно школа является центром социально-культурной жизни как в сельской, так и в городской местности. Образовательные учреждения располагают достаточным кадровым потенциалом для решения многих из поставленных задач в сфере физического и нравственного воспитания и укрепления здоровья молодежи.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, а также с проблемами безнадзорности детей и подростков, обуславливает необходимость их решения программными методами путем реализации системы мероприятий, направленных на формирование межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и физкультурно-оздоровительных комплексов и построения партнерских отношений со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.

В настоящее время в областном центре и в большинстве районов Пензенской области осуществляется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). Один физкультурно-оздоровительный комплекс сдан в эксплуатацию, ведется строительство 6 ФОКов, 21 - находится в стадии подготовки к строительству.

Создание межшкольных центров развития молодежи будет способствовать формированию единого воспитательного пространства конкретного социума, развитию общественных форм управления, укреплению кадрового потенциала, занимающегося вопросами воспитания, а также позволит решить задачу трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году путем их перепрофилирования.

Программа ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы с детьми, молодежью, представителями других возрастных групп.

Реализация Программы будет способствовать:

- развитию системы воспитания и дополнительного образования детей в Пензенской области;

- повышению общественного статуса воспитания с учетом социально-экономических, этнокультурных, экологических, демографических и других особенностей региона;

- повышению эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании детей и молодежи;

- укреплению связи образовательных учреждений и семьи.