Недействующий

О программе развития туризма в Пензенской области на 2001-2005 годы


1.2. Развитие туристических связей между Пензенской областью,
странами СНГ и странами Европейского Союза

Характеристика потребителей услуг
туристической индустрии региона

Виды туризма (объекты посещения)

Туристы из СНГ

1.1

1.2

1.3

По всем видам туризма

60%

Украина, Прибалтика, Беларусь, Казахстан

групповые и индивидуальные туры

Экскурсионный туризм (музеи, исторические памятники и т.п.)

30%

Украина, Прибалтика, Беларусь, Казахстан

групповые туры (школьники, студенты, потребительские)

Экологический туризм (заповедники, природные объекты и т.п.)

30%

Украина, Прибалтика, Беларусь, Казахстан

групповые туры (школьники, студенты, потребительские)

Лечебно-оздоровительный туризм (санаторно-курортные учреждения и т.п.)

10%

Украина, Беларусь

индивидуальные туры (дети, взрослые)

Спортивный и приключенческий туризм, охота и рыбная ловля (спортивные маршруты, охотоведческие хозяйства и т.п.)

10%

Прибалтика, Украина, Беларусь

индивидуальные туры (студенты, охотники, рыбаки)

Паломнический туризм (монастыри, святые места и т.п.)

10%

Прибалтика, Украина, Беларусь

групповые туры (взрослые и дети)

Бизнес-туризм (ярмарки, выставки, конгрессы и т.п.)

10%

Прибалтика, Украина, Беларусь

бизнесмены


Туристы из СНГ (человеко-дни)

Общее

Студенты

1994

5969

312

1995

4770

217

1996

4026

134

1997

5388

364

1998

5425

59

1999

5940

110

2000

6900

380



Численность жителей области, выезжающих через турфирмы на отдых в страны СНГ

1989

1990

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

В другие регионы Российской Федерации и страны

320781

141571

187040

30721

11280

16200

24800


При осуществлении деятельности по содействию развития туризма при совместной работе по приему туристов Пензенская область сотрудничает с административными органами других субъектов: Грузия, Беларусь, Харьковская область, Узбекистан, Татарстан, Мордовия, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Сургут.

Снижение численности граждан СНГ, посетивших область, прежде всего вызвано следующими основными причинами:


- низкое качество услуг туроператора;


- непродуманная рекламная политика;


- не конкурентные цены на услуги и качество обслуживания по сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах.

Увеличение численности граждан СНГ, посетивших область, прежде всего вызвано:     


- конкурентные цены на услуги и качество обслуживания по сравнению с аналогами в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах;


- высокое качество услуг туроператора;


- активное развитие объектов размещения;


- активная рекламная политика.

На рынке туристских услуг в Пензенской области выездной туризм превалирует над въездным. Выездной туризм можно охарактеризовать следующими показателями: ежегодно в течение летнего сезона около 24 тыс. жителей Пензенской области пользуются услугами туристских фирм, выезжая на отдых в Турцию, Польшу, Испанию, Чехословакию и другие.

В 1999 году в Пензенской области было зарегистрировано более 2000 иностранных граждан со сроком пребывания более 3 суток.

Общее количество туристов, посещающих Пензенскую область, после распада СССР сократилось в десятки раз. Из-за экономического кризиса уменьшился поток туристов из России и стран ближнего зарубежья. Массового туриста из дальнего зарубежья отталкивает негативный имидж России в целом, и Пензенской области в частности, по таким параметрам, как низкая культура обслуживания, неразвитость туристской инфраструктуры, несоответствие цены и качества предлагаемых туристских услуг, недостаток информации о туристских услугах в Пензенской области и другие факторы.