В Пензенской области организован ежемесячный учет кредиторской задолженности бюджета Пензенской области в разрезе функциональной и экономической классификации. Наибольшее внимание уделяется состоянию кредиторской задолженности по выплате заработной платы работника бюджетной сферы, начислениям на оплату труда, оплате жилищно-коммунальных услуг и по оплате льгот, финансируемых из федерального фонда компенсаций (возникновение кредиторской задолженности связано с тем, что перечисляемые из Федерального фонда компенсаций средства не покрывают потребностей).
Просроченная кредиторская задолженность учреждений, финансируемых из бюджета Пензенской области, составляет небольшие объемы, длительность просрочки не превышает одного месяца.
Ежегодно законом о бюджете Пензенской области устанавливается, что заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, производится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджета. Принятие бюджетными учреждениями обязательств, вытекающих из договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области сверх утвержденных им ассигнований, не подлежат оплате за счет средств бюджета Пензенской области на текущий год. Для соблюдения исполнения требований данной статьи Министерством финансов и Управлением цен и тарифов Пензенской области производится проверка договоров на закупку товаров (работ, услуг).
(в ред. Законов Пензенской области от 29.06.2006 N 1069-ЗПО, от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)
Бюджетная политика Пензенской области направлена на недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности, для чего планируется совершенствование механизмов принятия и управления задолженностью бюджета. Основой для достижения эффекта является внедрение современных информационных технологий в процесс бюджетного управления, а также совершенствование нормативных актов.
Планируется принятие ряда нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих публикацию данных о кредиторской задолженности, в том числе просроченной, что должно усилить общественный контроль за исполнением расходных бюджетных обязательств области.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - утверждение плана мероприятий по недопущению случаев возникновения у бюджетных учреждений обязательств, не покрываемых источниками финансирования.
Планируемое состояние по результатам второго этапа - публикация в средствах массовой информации и сети Интернет информации о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной, и доведение и сохранение размера кредиторской задолженности в объеме, не превышающем среднемесячные расходы.
На первом этапе реформы планируется проведение подготовительных работ для принятия комплекса мер по снижению имеющейся кредиторской задолженности, выявлению причин возникновения у бюджетных учреждений обязательств, не покрываемых источниками финансирования.
На втором этапе реформы планируется утверждение плана мероприятий по ликвидации имеющейся просроченной кредиторской задолженности, формирование и публикация отчетности о ее состоянии и динамике.
В результате реформы будет достигнуто состояние, при котором кредиторская задолженность не будет превышать среднемесячных расходов бюджета.
Основной альтернативой выбранному направлению реформирования может стать перенаправление ресурсов на совершенствование системы учета кредиторской задолженности, а именно создание комплексной базы данных, в которую информация вносится на местах возникновения задолженности и содержит не только суммы задолженности, но и ее характеристики (кредитор, реквизиты договора и т.п.) Однако в данном случае достаточно существенными являются риски отвлечения значительных объемов материальных и кадровых ресурсов на решение данной задачи, в то время как полезный эффект от внедрения данной базы может быть достаточно небольшим, учитывая сложившуюся практику возникновения кредиторской задолженности по ограниченному набору статей и существующую работоспособную систему управления задолженностью.
Существенных рисков по выбранному направлению реформирования не предвидится, за исключением риска наступления форс-мажорных обстоятельств и резкого снижения доходов бюджета, что существенно усложнит проблемы управления кредиторской задолженностью.