Исходное состояние - оценка действующих долговых обязательств, в том числе с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения, за последние три отчетных года.
Процедуры, касающиеся вопросов управления государственным долгом и мониторинга действующих долговых обязательств, регламентируются Постановлением Правительства Пензенской области от 17 мая 2004 года N 251-пП "Об учете государственного долга Пензенской области". Данным Постановлением утверждена форма Государственной долговой книги Пензенской области и Положение о порядке ее ведения. Долговая книга позволяет проводить систематическую оценку действующих долговых обязательств в разрезе видов обязательств и во временном разрезе.
Ведение Долговой книги осуществляет Министерство финансов. В Министерство финансов также поступает информация из долговых книг муниципальных образований Пензенской области.
(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)
Заимствования осуществляются в соответствии с Программой государственных заимствований, ежегодно утверждаемой законом о бюджете Пензенской области на соответствующий год.
В практике работы Правительства Пензенской области по управлению государственным долгом отсутствует утвержденная методология расчета платежеспособности бюджета Пензенской области и объемов возможного привлечения долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность бюджета. В настоящее время действует правило непревышения объемов заимствований над доходами бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Объем государственного долга Пензенской области на 1 января 2003 года составил 1275,0 млн. рублей, на 1 января 2004 года - 1286,0 млн. рублей, на 1 января 2005 года - 1423,0 млн. рублей. Доходы бюджета Пензенской области без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней за 2002 год составили 1883,1 млн. рублей, за 2003 год - 1968,9 млн. рублей, за 2004 год - 4967,4 млн. рублей. В абсолютной сумме объем долга за три последних года увеличился незначительно, а значение показателя отношение объема долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней снизилось с 67,7 процента в 2002 году до 28,6 процента в 2004 году.
В структуре государственного долга Пензенской области преобладают гарантийные обязательства (59,7 процента), бюджетные ссуды (кредиты) из федерального бюджета (13,5 процента), значительная доля (19,8 процента) приходится на прочие заимствования, доля кредитов коммерческих банков составляет 7,0 процентов.
Политика Правительства Пензенской области направлена на совершенствование процедур управления долговыми обязательствами и более тесную интеграцию процедур управления долгом в бюджетный процесс региона.
Для достижения данной цели будет разработана методология расчета платежеспособности бюджета Пензенской области с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность на среднесрочный период. Данная методика позволит оценивать способность бюджета своевременно и в полном объеме рассчитываться по обязательствам, не допуская возникновения просроченных долговых обязательств и просроченной кредиторской задолженности. Также будет разработана методика расчета объема возможного привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность бюджета Пензенской области, что позволит оперативно рассчитывать объемы возможного привлечения дополнительных средств в бюджет Пензенской области, не подвергая при этом бюджет Пензенской области риску неисполнения обязательств.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - утверждение методологии расчета платежеспособности бюджета с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, включая кредиторскую задолженность, на среднесрочный период и методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на платежеспособность Пензенской области.
Планируемое состояние по результатам второго этапа - объем краткосрочной задолженности (со сроком погашения до 1 года) не превышает 10 процентов доходов бюджета Пензенской области без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
На втором этапе реформы данные по привлеченным заемным средствам начнут регулярно публиковаться в средствах массовой информации и будут включать в себя объемы и виды обязательств, а также сроки их погашения.
В результате внедрения перечисленных процедур управления долгом планируется иметь долю краткосрочных долговых обязательств на уровне, не превышающем 10 процентов доходов бюджета без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Альтернатив реализации заявленных мероприятий по совершенствованию долговой политики региона нет. Их выполнение обеспечит минимизацию риска возникновения просроченной задолженности при реализации программ заимствований на региональном уровне, сокращение кредиторской задолженности. Сохранение же текущей ситуации приведет к снижению инвестиционной привлекательности и кредитоспособности региона.
Риски могут быть связаны с изменением требований действующего федерального законодательства в части долговой политики субъектов Российской Федерации.