Недействующий

О РЕФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 28.11.2008)

3.5.2. Совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов (Мероприятие Е2)


В настоящее время в Пензенской области отсутствует формализованная процедура принятия решений о финансировании инвестиционных проектов за счет бюджетных средств с учетом будущих эксплуатационных расходов.

Процесс принятия инвестиционных решений в Пензенской области нельзя назвать системным и эффективным. Каждый отраслевой орган исполнительной власти Пензенской области обосновывает свой проект исходя из собственного понимания эффективности и своих возможностей по составлению проектной документации. В процессе принятия решений не учитываются многие экономические факторы, влияющие на эффективность или риски проекта.

Задача роста инвестиционной привлекательности Пензенской области предполагает эффективное распределение бюджетных ресурсов для поддержки наиболее эффективных и востребованных проектов и эффективное управление ими. При этом, кроме инвестиционных затрат, необходимо учитывать и будущие эксплуатационные затраты проекта.

Политика Правительства Пензенской области направлена на создание единой системы оценки инвестиционных проектов с применением современных информационных технологий, позволяющих построить детальную и точную модель рассматриваемого проекта с учетом всех видов затрат. Работа предполагает проведение полной оценки существующей системы принятия инвестиционных решений и дальнейшую разработку нормативной базы, устанавливающей требования экономической рентабельности по инвестиционным и эксплуатационным затратам проекта.

Планируемое состояние по результатам первого этапа - проведение оценки используемых процедур принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов.

Планируемое состояние по результатам второго этапа - публикация в средствах массовой информации и сети Интернет результатов оценки новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов до утверждения их законом о бюджете Пензенской области раздельно по каждому проекту и отсутствие в расходах бюджета Пензенской области новых инвестиционных проектов, по которым эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный финансовый эффект от их реализации.

На первом этапе реформы планируется проведение анализа и корректировка процедуры принятия инвестиционных решений на предмет их эффективности. Процесс принятия решений о включении в бюджет расходов на финансирование инвестиционных проектов должен быть объективным и прозрачным. Инвестиционные проекты будут разделены на три основные категории в зависимости от целей и результатов инвестиций:

коммерческие - генерируют прямые внешние доходы, получаемые от потребителей;

экономические - генерируют косвенные доходы, то есть окупаемость проектов обеспечивается не за счет прямых платежей потребителей, а через расширение налогооблагаемой базы, рост арендной платы или другие доходы, доступные для бюджета Пензенской области;

социальные - результаты проекта измеряются не финансовыми доходами, а социальными преимуществами для населения (улучшение системы образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.).

Основными критериями выбора инвестиционных проектов должны быть их общественная значимость (определяется долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта), общественная полезность (характеризуется уровнем потребности населения, на которое распространяются выгоды от реализации проекта), бюджетная и экономическая эффективность. О результатах реализации проектов можно судить также по созданию новых или повышению эффективности существующих услуг, экономическому развитию региона и т.п.

Приоритетными при выборе инвестиционных проектов должны быть социальные проекты, так как они могут быть реализованы только за счет бюджетных средств, в то время как коммерческие проекты могут финансироваться за счет частного капитала. Также вполне оправдано финансирование экономических проектов, способствующих росту экономической активности и дополнительным налоговым поступлениям.

На втором этапе реформирования будет разработан и утвержден порядок включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов. Порядок должен предусматривать обязательность расчета плановых сумм эксплуатационных расходов будущих периодов, методику такого расчета и возможность корректировки прямого финансового эффекта от реализации проекта на суммы эксплуатационных расходов будущих периодов. Утверждение названного порядка будет способствовать исключению ситуаций, когда эксплуатационные расходы будущих периодов перекрывают весь положительный финансовый эффект от реализации инвестиционного проекта, делая его неэффективным. В подобных обстоятельствах финансирование инвестиционных проектов из бюджета не должно осуществляться и будет установлен запрет на принятие инвестиционного проекта в случае превышения расходов будущих периодов над доходами.

Планируется начало публикации в печатных и электронных средствах массовой информации результатов оценки новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов до утверждения их законом о бюджете раздельно по каждому проекту.

Результатом последующих этапов должно стать исключение инвестиционных проектов, рентабельность которых с учетом эксплуатационных затрат не удовлетворяет установленным требованиям, а также отказ от бюджетного финансирования коммерческих проектов.

Принятие процедуры, ужесточающей правила инвестиционного управления, несет риск затягивания процесса принятия решения и риск составления неточного прогноза расходной или доходной статей бюджета проекта, что повлечет за собой автоматический запрет на реализацию проекта.

Поэтому достаточно реальной альтернативой является возможность учета субъективных мнений о возможности реализации инвестиционных проектов на основе мнения экспертов и их видения развития событий. Однако в данном случае повышается субъективность и снижается прозрачность процедур принятия решения, в то время как обеспечение прозрачности системы управления общественными финансами является одним из приоритетов Пензенской области.