Формализованная методика распределения финансовой помощи бюджетам муниципальных образований применяется в Пензенской области с 1997 года. Начиная с 2000 года в составе расходов бюджета Пензенской области создается фонд финансовой поддержки муниципальных образований с целью обеспечения муниципальных образований финансовыми ресурсами для обеспечения полномочий органов местного самоуправления.
Методика и расчеты распределения дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований представляются в составе пакета документов к проекту закона о бюджете Пензенской области на очередной год и рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области. Информация об объемах перечисленных дотаций в разрезе муниципальных образований ежемесячно размещается в сети Интернет и предоставляется в пресс-центр Правительства Пензенской области.
Распределение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется на основе формул, учитывающих оценку доходного потенциала и дифференциацию расходных потребностей в расчете на одного жителя. Эти формулы утверждены в методике распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований Пензенской области, которая утверждена Законом Пензенской области от 25 декабря 2003 года N 560-ЗПО "О методике распределения средств фондов финансовой поддержки муниципальных образований Пензенской области".
Объектом бюджетного выравнивания при расчете финансовой помощи является бюджетная обеспеченность муниципальных образований, измеренная как отношение расчетных налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены муниципальным образованием исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы, и аналогичным показателем в среднем по Пензенской области с учетом структуры населения, социально-экономических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя. До 2004 года включительно производилось полное выравнивание бюджетной обеспеченности, с 2005 года - пропорциональное выравнивание, при котором после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) не превышает уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа), который до распределения дотаций имел более высокий уровень бюджетной обеспеченности.
Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) образуется в составе бюджета Пензенской области в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Методика распределения дотаций из указанного фонда основывается на расчете налогового потенциала, индекса бюджетных расходов и поправочных коэффициентах расходных потребностей. Оценка расходных потребностей производится исходя из численности потребителей соответствующих услуг, а не из сложившейся сети бюджетных учреждений. До 2005 года включительно рассчитывались суммарные бюджетные расходы муниципальных образований Пензенской области как сумма нормативных расходов по следующим отраслям: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика, культура и искусство, транспорт, государственное управление и местное самоуправление, другие расходы. В целях сопоставимости оценки расходных потребностей учитываются только те услуги, которые предоставляются всеми или большинством муниципалитетов.
В связи с принятием и вступлением в действие федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" с 2006 года вступает в силу методика расчета дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских районов), утвержденная Законом Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской области", в соответствии с которой при расчете индекса бюджетных расходов используются поправочные коэффициенты для оценки различий между муниципальными образованиями одного типа в стоимости предоставления одного и того же объема бюджетных услуг на одного потребителя (жителя) муниципального образования.
В соответствии с указанным Законом межбюджетные трансферты муниципальным образованиям из бюджета Пензенской области предоставляются в следующих формах:
дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений;
дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
субсидии из регионального фонда софинансирования социальных расходов;
субвенции из регионального фонда компенсаций на исполнение переданных органам местного самоуправления законами Пензенской области отдельных государственных полномочий, на исполнение полномочий в области общего образования и полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
бюджетные кредиты;
иные межбюджетные трансферты, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Утвержденные методики распределения финансовой помощи публикуются в средствах массовой информации и размещаются на сайте Министерства финансов в сети Интернет.
(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)
Основными задачами в рамках реформирования системы межбюджетных отношений на втором этапе являются:
постепенное сокращение использования при распределении регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов);
обеспечение публикации в средствах массовой информации и сети Интернет проектов методик, утвержденных методик и расчета по распределению финансовой помощи;
отказ от внесения изменений в методики распределения финансовой помощи.
В настоящее время статьей 12 Закона Пензенской области от 20 сентября 2005 года N 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской области" установлен порядок образования в составе расходов бюджета Пензенской области регионального фонда софинансирования социальных расходов. Одной из задач второго этапа реформирования региональных финансов является утверждение методики распределения средств регионального фонда софинансирования социальных расходов, в рамках которой производится перераспределение средств с учетом региональных стандартов.
В результате реализации мероприятий по реформированию системы межбюджетных отношений должны быть обеспечены стабильность и прозрачность распределения финансовых средств между бюджетами Пензенской области и бюджетами муниципальных образований, предсказуемость развития межбюджетных отношений, повышение роли долгосрочных стимулов к проведению политики в области доходов и расходов на муниципальном уровне, общественный контроль за деятельностью региональных и муниципальных органов власти.
Альтернативных вариантов реформирования распределения финансовой помощи не существует, так как требования к системе распределения установлены на федеральном уровне.
К возможным рискам необходимо отнести изменение федерального законодательства, отсутствие статистической информации, данных налоговых органов, необходимых для проведения расчетов.