В развитие Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" в Пензенской области приняты следующие нормативные правовые акты Пензенской области, регулирующие порядок замещения должностей государственной гражданской службы по результатам открытого конкурса:
Таким образом, в Пензенской области отрегулирована нормативная база по вопросам, связанным с замещением вакантных должностей государственной гражданской службы, тем самым положено начало административной реформы.
Принятые нормативные правовые акты направлены на обеспечение прав граждан поступать на гражданскую службу и позволяют проводить отбор достойных претендентов, отвечающих предъявляемым требованиям профессионализма и компетентности, а также определяют порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Пензенской области.
Методическое обеспечение деятельности по конкурсному отбору на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Пензенской области возложено на Управление государственной службы и контроля Правительства Пензенской области.
Обязательным условием проведения конкурса является опубликование объявления о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом издании, а также размещение информации о проведении конкурса на сайтах Правительства Пензенской области и других органов государственного управления.
За девять месяцев 2005 года в исполнительных органах государственной власти Пензенской области на 101 вакантную должность проведено 76 конкурсов. Вся информация о конкурсах прошла необходимую процедуру опубликования в СМИ и в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. В 2004 году в исполнительных органах государственной власти области вакантных должностей было 170, объявлялось 83 конкурса, из них 25 были внешними с объявлениями об их проведении в СМИ.
Правительство Пензенской области ставит перед собой ряд задач, связанных с дальнейшим совершенствованием данной процедуры в целях подбора и найма наиболее квалифицированных и ответственных сотрудников на вакантные должности. В частности, это касается повышения прозрачности принимаемых решений, то есть публикации в средствах массовой информации результатов проведенных конкурсов. Кроме того, планируется внедрение современных информационных технологий в процесс сбора информации о кандидатах, хранения и отображения полученной информации, управления базой данных по персоналу государственных учреждений.
Реализация Программы позволит обеспечить:
создание благоприятных условий для привлечения на государственную гражданскую службу квалифицированных кадров;
повышение эффективности деятельности органов государственного управления;
создание эффективной системы прохождения государственной гражданской службы;
повышение качества предоставляемых гражданскими служащими услуг.
Замещение должностей государственной гражданской службы не является обособленным элементом административной реформы. Она входит составляющей частью в административную реформу Российской Федерации и в своих действиях ограничена ее рамками. Поэтому административная реформа напрямую зависит от федеральных нормативных правовых актов. В ходе реализации Программы неизбежно появление определенных рисков.
Так, факторами риска являются:
высокие требования для прохождения государственной службы;
отсутствие подготовленных специалистов для работы в государственных органах;
текучесть кадров из-за относительно низкой заработной платы.
Для поддержания квалификационного уровня в области осуществляется регулярное проведение аттестации государственных служащих. Порядок работы аттестационной комиссии утвержден Постановлением Правительства Пензенской области от 4 мая 2005 года N 236-пП "Вопросы проведения аттестации государственных гражданских служащих аппарата Правительства Пензенской области, исполнительных органов государственной власти Пензенской области", предусматривающий проведение аттестации государственных гражданских служащих Пензенской области на основании Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации".
Административная реформа позволяет один раз в три года проводить аттестацию государственного служащего. Задачей административной реформы является внедрение новых результативных методов подбора квалификационных кадров для государственной гражданской службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста.
Настоящая Программа предусматривает участие независимых экспертов в конкурсных и аттестационных комиссиях, число которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Введение этих норм должно содействовать обеспечению открытости государственной гражданской службы и ее взаимосвязи с институтами гражданского общества.
Реализация настоящей Программы приведет к повышению эффективности кадровой политики в системе государственной гражданской службы Пензенской области в целях дальнейшего улучшения ее кадрового состава и достижению большей открытости и подконтрольности деятельности органов государственной власти и государственных служащих Пензенской области гражданскому обществу.