Предоставление государственных гарантий в обеспечение обязательств негосударственных предприятий перед третьими лицами производится в соответствии с Программой предоставления государственных гарантий Пензенской области, утверждаемой законом о бюджете Пензенской области на соответствующий год. В 2002 году государственные гарантии Пензенской области по обязательствам негосударственных организаций не предоставлялись, в 2003 году предоставлены гарантии на сумму 15477,5 тыс. рублей, в 2004 году - на сумму 13204,8 тыс. рублей.
Организацию работы по выдаче государственных гарантий, учет выданных гарантий, исполнения получателями гарантированных обязательств, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям осуществляет Управление финансов.
Политика Пензенской области по реформированию данного направления будет направлена на:
формализацию процедур предоставления всех форм бюджетной поддержки негосударственным организациям;
сокращение видов и форм государственной поддержки негосударственным организациям.
В целях повышения прозрачности системы предоставления бюджетной поддержки и повышения ее эффективности необходимо формализовать и закрепить нормативными правовыми актами процедуры предоставления всех форм поддержки.
Приоритетным направлением государственной поддержки остается поддержка малого бизнеса и агропромышленного производства.
Поддержка развития малого бизнеса может обеспечить стабильность и устойчивость социально-экономического развития Пензенской области в кратко- и среднесрочной перспективе, рост налогооблагаемой базы.
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в первую очередь крестьянских (фермерских) хозяйств, создаст основы увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечит развитие малого бизнеса в сельской местности, позволит обеспечить занятость населения.
Планируется введение ряда ограничений на предоставление бюджетных кредитов - выделение их будет осуществляться на реализацию инвестиционных проектов, связанных с социальной значимостью проекта для области; ограничение перечня расходных статей, на которые могут быть направлены бюджетные средства, а также ограничение перечня отраслей, организации которых могут обращаться за предоставлением бюджетных кредитов на инвестиционные проекты. В данном вопросе Правительство Пензенской области исходит из предпосылки, что выдача кредитов не является основной функцией бюджета, а является компетенцией банков и инвестиционных фондов.
Для усиления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных средств и освещения политики Правительства Пензенской области по вопросам развития социально значимых отраслей экономики планируется утвердить процедуру обязательной публикации данных в средствах массовой информации и сети Интернет по предоставляемой негосударственным предприятиям бюджетной поддержке.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - утверждение порядка предоставления бюджетных средств негосударственным организациям.
На первом этапе планируется проведение инвентаризации фактически произведенных бюджетных расходов на поддержку негосударственных организаций (в том числе - средств на безвозмездной основе, бюджетных кредитов (ссуд), гарантий, налоговых льгот) за последние три отчетных года, а также принятие нормативного правового акта, который будет регламентировать усовершенствованный порядок предоставления бюджетных средств негосударственным организациям в соответствии с принятой программой.
На втором этапе реформирования будет проведено законодательное закрепление отраслей экономики, для которых запрещается предоставление бюджетных средств, а также порядок публикации в печатных и электронных средствах массовой информации данных по выданным кредитам, предоставленным государственным гарантиям Пензенской области и средствам на безвозмездной основе. Планируемое состояние по результатам второго этапа - объем средств, предоставляемых на безвозмездной основе, бюджетных кредитов, гарантий, налоговых льгот не превышает трех процентов расходов бюджета за последний отчетный год без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий. На этом же этапе будет осуществляться публикация информации об объемах предоставленных бюджетных средств негосударственным организациям.
Альтернативой концепции перехода является усиление роли государства в поддержке организаций Пензенской области. Смысл использования средств бюджетной поддержки заключается в стимулировании развития организаций и снижении для них стоимости ресурсов для развития производства. Однако в данном случае происходит перекладывание части рисков на государство. Таким образом, при реализации альтернативы расходы и риски бюджета будут увеличиваться по мере увеличения объемов выданных кредитов. При этом будет снижаться мотивация руководителей проектов на точный и детальный расчет проекта и его эффективную реализацию. Для обеспечения эффективного контроля за использованием бюджетных средств потребуется значительное увеличение штата сотрудников соответствующих служб.
В то же время основным риском сокращения бюджетной поддержки отдельных отраслей экономики области является снижение экономической активности в регионе и, как следствие, снижение налогооблагаемой базы и рост безработицы. Поэтому политика сокращения объемов прямой бюджетной поддержки должна компенсироваться повышением ее эффективности и повышением роли мероприятий по поддержанию общего благоприятного экономического и инвестиционного климата.