В Пензенской области около 34,8 процента населения имеют доход ниже прожиточного минимума. Информационный банк данных имеется на получателей ежемесячных государственных пособий на детей, получателей субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Региональный регистр сформирован по категориям граждан, пользующихся льготами: ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Социальная поддержка населения в Пензенской области в основном осуществляется на основании законодательства Российской Федерации и разработанных на его основе законодательных актах Пензенской области путем предоставления различного рода льгот, субсидий и мер социальной поддержки.
В рамках реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законодательным Собранием Пензенской области в ноябре - декабре 2004 года были приняты законы, регламентирующие предоставление за счет средств бюджета Пензенской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Пензенской области: от 20 декабря 2004 года N 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области", от 3 декабря 2004 года N 693-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности на территории Пензенской области", от 2 ноября 2004 года N 678-ЗПО "О ежемесячном пособии на ребенка", от 28 декабря 2004 года N 731-ЗПО "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области".
Во исполнение указанных выше законов в настоящее время в Пензенской области предоставление льгот и выплат отдельным категориям граждан осуществляется в натуральной и денежной формах. Предоставление льгот в денежной форме составляет около 67 процентов расходов бюджета Пензенской области на указанные цели (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий). К льготам, предоставляемым в денежной форме, относятся льготы по проезду в городском наземном электрическом транспорте, а также в автомобильном транспорте, осуществляющем перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок городского сообщения и по маршруту регулярных перевозок пригородного и междугородного сообщений, расположенному между населенными пунктами в составе поселений, входящих в муниципальный район; при отсутствии маршрутов регулярных перевозок пригородного и междугородного сообщений право льготного проезда между населенными пунктами в составе поселений, входящих в муниципальный район, предоставляется в автомобильном транспорте, осуществляющем перевозки по маршруту регулярных перевозок пригородного сообщения, выходящему за границы муниципального района, денежная компенсация расходов за предоставление доступа к местной телефонной сети, установку телефона, лекарственное обеспечение, выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности, выплаты многодетным семьям, проживающим в Пензенской области.
(в ред. Закона Пензенской области от 01.11.2008 N 1627-ЗПО)
Однако нельзя не отметить, что сложившееся положение в сфере социальной защиты и поддержки населения характеризуется тем, что социальная политика пока не достигает поставленных целей. Действующая система социальной защиты предусматривает предоставление льгот и выплат различным профессиональным и социально-демографическим группам населения, а также гражданам с особыми заслугами перед государством на основе отнесения их к определенной категории, а не реального прожиточного уровня, без всесторонней оценки доходов и имущественного положения получателя социальной помощи. Кроме того, система предоставления льгот не позволяет обеспечить рациональное использование государственных средств и действенную поддержку уязвимых социальных групп населения.
Упорядочение государственной системы социальных выплат и льгот предполагает усиление адресности социальной поддержки населения Пензенской области, повышение защищенности социально уязвимых категорий граждан, упразднение социально не оправданных льгот и перевод натуральных льгот, в первую очередь по оплате жилищно-коммунальных услуг, в денежную форму.
В целях перевода натуральных льгот в денежную форму на адресной основе на первом этапе реформирования планируется произвести оценку потребности в предоставлении льгот в натуральной форме и фактический уровень их финансирования за три последних отчетных года, а также разработать и утвердить порядок учета категорий граждан, имеющих право на получение льгот.
На втором этапе реформирования предусматривается принять поправки в соответствующие законы в части перевода натуральных льгот в денежную форму.
В целях информированности населения будет осуществляться на регулярной основе публикация в печатных и электронных средствах массовой информации отчетов о численности лиц, имеющих право на льготы, и фактически пользующихся ими (по видам льгот) в разрезе муниципальных образований.
В результате реализации данного направления реформирования доля расходов на финансирование льгот в натуральной форме в общем объеме расходов бюджета Пензенской области должна составить не более 10 процентов от всех расходов бюджета на предоставление льгот (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).
Альтернативой пути реализации перевода натуральных льгот в денежную форму на адресной основе является предоставление потребительских субсидий на адресной основе в форме денежных выплат, социальных целевых счетов или социальных ваучеров.
При денежной выплате получатель самостоятельно решает, как использовать выплату. При этом образуются самые низкие затраты на реализацию данной формы потребительской субсидии, но не стимулируется целевой спрос на услуги.
Целевые социальные счета определяют целевое использование средств на данный вид услуг и вместе с тем обеспечивают возможность выбора потребителем поставщика услуг. Недостатком данной формы являются более высокие затраты на ее реализацию.
При предоставлении льгот в форме социальных ваучеров сторона, предоставляющая льготу, самостоятельно определяет поставщиков услуг и заключает с ними договоры на возмещение расходов по оказанию услуг. Получатель льготы обменивает ваучер на услугу у поставщика услуг. Поставщик предъявляет ваучер стороне, предоставляющей льготу, и получает денежное возмещение. Преимуществами данной формы субсидии являются обеспечение целевого спроса на услугу и возможность контроля качества предоставляемых услуг поставщиками. Недостатки - ограниченная свобода выбора поставщика и более высокие затраты на реализацию данной формы субсидирования.
Имеется риск ограниченности средств бюджета Пензенской области для обеспечения денежными выплатами льгот в размерах, установленных действующим законодательством с учетом постоянного роста тарифов на услуги, по которым предоставляются льготы отдельным категориям населения.