В настоящее время Правительством Пензенской области не проводятся количественные оценки функций и задач ведомств системно и регулярно.
Действующая в области практика использования программно-целевых методов при расходовании бюджетных средств ориентирована на комплексное решение ключевых социально-экономических вопросов региона. Традиционным является участие нескольких министерств и ведомств в реализации той или иной программы. Так, например, в реализации Областной межведомственной программы "Дети Пензенской области" на 2003 - 2006 годы принимают участие 7 областных министерств и ведомств. Возникающая коллективная ответственность не всегда способствует объективной оценке вклада отдельного министерства или ведомства в достижение поставленных целей. Отсутствие количественных показателей исполнения функций отдельных министерств и ведомств, закрепленных в положениях, затрудняет оценку эффективности их работы.
Для оценки эффективности работы органов государственного управления необходима доступная, надежная и проверяемая информация об условиях и результатах их деятельности. Первые шаги на пути повышения эффективности деятельности министерств и ведомств Пензенской области были предприняты в ходе проведения инвентаризации, в мае 2005 года, когда ими впервые были представлены доклады о результатах и основных направлениях своей деятельности, которые были доработаны и использованы при составлении проекта бюджета на 2006 год. Продолжить указанную работу, только в более углубленной форме, предстоит проделать в рамках реализации настоящей Программы.
В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти Пензенской области, ликвидации дублирования функций и оптимизации структур отраслевых министерств и ведомств необходимо осуществить переход от сметного финансирования расходов на государственное управление к программно-целевому методу путем разработки среднесрочных целевых ведомственных программ, имеющих заданные количественные и качественные показатели результата, исходя из конкретных функций, возложенных на ведомство. В этой связи предметом согласования в проекте бюджета будут становиться не только объемы выделения средств по различным статьям, но цели и задачи министерств, сформулированные ими программы и планируемые показатели.
Переход к формированию среднесрочных ведомственных программ позволяет увязать количественную оценку функций и задач отраслевых министерств и ведомств с перечнем бюджетных услуг, в котором они будут представлены как соисполнители конкретной бюджетной услуги. Наличие у каждой услуги определенного конечного результата и установленных параметров качества позволяет определить необходимые функции и задачи министерств и ведомств, количественно оценить их в соответствии с оценкой потребности в услугах, избежать перепроизводства или дефицита услуг, и, соответственно, оптимизировать бюджетные расходы по ним.
Основой реформирования является проведение на первом этапе анализа и оценки всех существующих задач и функций, выполняемых министерствами и ведомствами Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
На втором этапе в ходе работы по переходу к формированию среднесрочных ведомственных программ будут разработаны и утверждены требуемые количественные показатели для оценки результатов осуществления министерствами и ведомствами Пензенской области собственных функций и полномочий. Принимая во внимание сложность и новизну проводимых преобразований, "пилотным" в данном направлении станет Министерство образования и науки Пензенской области.
Кроме того, предполагается утвердить порядок разработки, утверждения и реализации целевых ведомственных программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, корректировки предоставляемых министерствам и ведомствам бюджетных средств исходя из оценки уровня достижения результатов. В результате реформирования данного направления доля расходов органов государственной власти, формируемых в рамках ведомственных программ, составит не менее 70 процентов расходов бюджета Пензенской области (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).
После принятия соответствующих нормативных правовых документов регулярной практикой станет публикация в печатных и электронных средствах массовой информации ведомственных целевых программ и отчетов об их исполнении.
Возможной альтернативой может стать разработка комплексной целевой программы на среднесрочную перспективу, в которой будут взаимоувязаны деятельность и финансирование нескольких государственных структур, а также заложен механизм контроля над ее реализацией.
Основные риски связаны с нахождением оптимальных и объективных критериев и индикаторов оценки деятельности министерств и ведомств.