С целью повышения прозрачности и открытости бюджета Пензенской области, а также расширения участия в формировании бюджета представителей общественности, депутатов и неправительственных организаций требуется проведение независимой экспертизы законопроектов по указанным направлениям до их утверждения законодательным органом.
В связи с этим для обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Пензенской области и негосударственными некоммерческими общественными организациями, подготовки решений по важнейшим социальным, экономическим и иным вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти в Пензенской области образована Общественная палата при Правительстве Пензенской области. Общественная палата образуется из представителей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций и является совещательным органом. Деятельность Общественной палаты направлена на объединение усилий общественных некоммерческих организаций и органов власти в решении важнейших социальных и экономических задач с учетом общественного мнения. Члены Общественной палаты принимают участие в работе постоянных комиссий Законодательного Собрания Пензенской области и проводят общественную экспертизу проектов законов Пензенской области.
Экспертиза проектов в обязательном порядке проводится Государственно-правовым управлением Правительства Пензенской области, а также, при необходимости, отделом законодательства субъектов Российской Федерации и ведения Федерального регистра в субъектах Российской Федерации в Пензенской области Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу. В области создана комиссия при Правительстве Пензенской области по рассмотрению проблем, связанных с введением на территории области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В состав комиссии входят председатель общественно-экспертного совета по предпринимательству при Губернаторе Пензенской области, председатель Совета предпринимателей при Главе администрации г. Пензы.
С марта 2005 года действует сайт Министерства финансов, на котором размещаются проекты законов в области налогового и бюджетного законодательства, а также принятые нормативно-правовые акты.
(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)
Оценка финансовых последствий принятия законопроектов проводится Управлением финансов. В большинстве случаев законопроекты в области бюджетного и налогового законодательства принимаются с целью приведения законодательства Пензенской области в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации или предоставления незначительных льгот.
(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)
Планируемое состояние по результатам первого этапа - оценка фактических финансовых последствий реализации законов в области бюджетного и налогового законодательства, принятых в последнем финансовом году, оформленным в виде аналитической записки.
Планируемое состояние по результатам второго этапа - проведение публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, публикация в средствах массовой информации и сети Интернет результатов публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства до утверждений соответствующих законопроектов.
На втором этапе ожидается начало практического применения порядка публичной экспертизы всех законопроектов, размещение материалов законопроектов и результатов их обсуждения в СМИ. Будет также принят порядок проведения независимой экспертизы, включающий процедуру предварительной публикации законопроектов и их дальнейшее публичное обсуждение.
К завершению второго этапа все новые законопроекты будут проходить установленную процедуру общественной экспертизы. Результатом введения такой процедуры ожидается более высокое качество принимаемых законов, их обоснованность и соответствие ожиданиям большей части населения Пензенской области.
Альтернативой реализации данного этапа реформ может быть сохранение действующих нормативов законотворчества, что несет риски принятия непродуманных или недействующих нормативных актов. Результатом может стать социальная напряженность в регионе.
Существует риск значительного увеличения времени, требуемого на принятие законопроекта. Усиление влияния бюрократического аппарата может привести к построению недееспособной административной системы Пензенской области.