Планируется проведение оценки результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Пензенской области, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий за три последних года.
В целях осуществления анализа деятельности унитарных предприятий в области принят ряд нормативных правовых актов. В частности, Постановлением Правительства области от 21 января 2000 года N 26-пП "Об отчетности руководителей областных государственных унитарных предприятий" установлен порядок предоставления отчетности. Вопросы, связанные с эффективностью деятельности унитарных предприятий, определением критериев эффективности и принятием решений по корректирующим мероприятиям, находятся в компетенции Министерства государственного имущества Пензенской области и органов исполнительной власти Пензенской области, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
(в ред. Закона Пензенской области от 29.06.2006 N 1069-ЗПО)
В процессе реформирования планируется добиться разработки такой системы критериев, которая позволяла бы эффективно оценивать работу государственных унитарных предприятий с учетом всех возможных экономических эффектов, возникающих в процессе решения социальных и иных государственных задач. Построение адекватной системы критериев позволит в конечном итоге добиться увеличения поступлений доходов в бюджет Пензенской области за счет повышения эффективности управления государственными унитарными предприятиями и построения прозрачной системы принятия решений в процессе государственного управления.
Унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения, не имеют права собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Согласно федеральному законодательству собственник имущества унитарного предприятия обладает значительными полномочиями по управлению данным унитарным предприятием. В частности, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. Недостаточная эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет. Для повышения эффективности управления государственными унитарными предприятиями, своевременного выявления негативных процессов, их оценки, предупреждения и устранения последствий должен проводиться регулярный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий. Для проведения мониторинга финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий необходимо:
закрепить нормативным правовым актом положение о проведении мониторинга финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, регламентирующее методические основы, порядок и условия предоставления унитарными предприятиями финансовой отчетности и другой необходимой информации для целей мониторинга;
разработать и внедрить систему индикаторов, позволяющих оценивать эффективность финансового менеджмента, тарифной политики, использования государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, реализации поставленных целей и задач;
утвердить систему критериев для сохранения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Пензенской области, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - утверждение системы критериев для сохранения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Пензенской области, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности.
На втором этапе реформы планируется начать публикацию сведений о результатах деятельности государственных унитарных предприятий в целях повышения мотивации руководителей предприятий и привлечения внимания общественности к вопросам эффективности государственного управления.
Проводимая работа должна иметь целью достижение практических результатов по оценке деятельности и реорганизации унитарных предприятий. На этом этапе реформы будет возможно достижение соответствия установленным показателям деятельности не менее чем в 90 процентов государственных унитарных предприятий установленным критериям.
Основным риском является утверждение некорректных критериев оценки эффективности деятельности и сохранения государственных унитарных предприятий, что приведет к излишнему администрированию и ухудшению качества их деятельности.
Альтернативой является применение системы индивидуальной оценки каждого государственного унитарного предприятия на основе индивидуальных критериев эффективности, что, однако, приведет к снижению прозрачности системы в целом и развитию неконструктивных отношений между руководителями предприятий и органами власти.