Недействующий

О РЕФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 28.11.2008)

3.2.5. Использование среднесрочного финансового планирования (Мероприятие В5)


Нестабильное бюджетное и налоговое законодательство, ежегодное перераспределение доходных и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, которое наблюдалось в последние годы, затрудняли использование Министерством финансов механизмов среднесрочного планирования при определении основных параметров бюджета Пензенской области на предстоящий и два последующих финансовых года.

(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)

Реалии существующей социально-экономической и финансовой ситуации в стране и Пензенской области в лучшем случае позволяли проанализировать итоги исполнения бюджета текущего года и сделать объективный прогноз на следующий, который принимался за основу для разработки бюджета соответствующего финансового года.

Анализ отклонений фактического исполнения отдельных показателей бюджета Пензенской области от их запланированного уровня показал, что основными причинами таких отклонений являются:

1) сокращение объемов выпуска продукции и других показателей деятельности отдельных предприятий по сравнению с запланированными объемами, в соответствии с которыми планировалось поступление налоговых платежей в бюджет;

2) невозможность и непредсказуемость точной оценки объемов поступления отдельных налоговых платежей;

3) недополучение запланированных доходов;

4) непредставление подтверждающих документов (актов выполненных работ и т.п.), которые могли бы служить основанием для финансирования расходов.

Осуществленные законодательством Российской Федерации перераспределение и закрепление за каждым уровнем бюджетной системы Российской Федерации соответствующих доходных и расходных обязательств на постоянной основе послужат основой для применения Министерством финансов механизмов среднесрочного финансового планирования.

(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)

Концепция перехода заключается в нормативно-правовом закреплении процедуры и показателей среднесрочного финансового плана, а также порядка их учета и корректировки исходя из оценки и анализа причин отклонений, утвержденных на год доходов и расходов бюджета и макроэкономических параметров, от их фактических показателей. Основой для реализации данного перехода является стабилизация финансово-бюджетной системы в стране, а также устойчивое развитие реального сектора экономики Пензенской области.

При среднесрочном финансовом планировании целесообразно применять многовариантность, учитывающую оптимистический и пессимистический варианты развития событий.

Переход к трехлетнему циклу планирования с ежегодной пролонгацией данного плана на последующий год на основании результатов выполнения плановых показателей отчетного года создаст хорошие предпосылки к стабильности и прогнозируемости бюджетного процесса Пензенской области. Условиями для реализации данного перехода являются:

1) развитие информационных технологий и внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом;

2) развитие систем казначейского исполнения бюджета Пензенской области и местных бюджетов;

3) развитие системы мониторинга и предоставление Управлением федеральной налоговой службы по Пензенской области информации как в административно-территориальном разрезе, так и в разрезе основных налогоплательщиков.

Комплексное развитие информационных технологий позволит:

1) использовать модуль "Планирование" в составе автоматизированной системы управления бюджетным процессом (АСУ БП) для среднесрочного планирования доходов и расходов бюджета области и бюджетов муниципальных образований в области;

2) осуществлять автоматизированную подготовку в АСУ БП требуемых макроэкономических показателей и их производных для сравнения их в динамике прошлых лет и с результатами других регионов в сопоставимых показателях;

3) осуществлять разработку, утверждение и доведение посредством использования автоматизированных рабочих мест в АСУ БП показателей среднесрочного финансового плана до основных участников бюджетного процесса;

4) автоматизировать подготовку данных для проекта закона области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год;

5) поддерживать на специализированном сайте Министерства финансов соответствующий раздел, отражающий процесс исполнения бюджета в режиме реального времени;

(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)

6) оперативно отслеживать в АСУ БП отклонения параметров закона области о бюджете Пензенской области от параметров, утвержденных на среднесрочную перспективу, для своевременного принятия соответствующих управленческих решений.

На первом этапе будут проведены оценка и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов бюджета и макроэкономических параметров от фактических (в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации) за последние три отчетных года.

На этом же этапе внедрения практики использования среднесрочного финансового планирования будут реализованы следующие мероприятия:

1) разработка и утверждение обязательного порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке закона Пензенской области о бюджете области на очередной финансовый год;

2) разработка и утверждение методики формирования среднесрочного финансового плана (с учетом положений об утверждении на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем году).