В Пензенской области проводится работа по уточнению границ сектора государственного управления и инвентаризации системы бюджетных учреждений в целях сокращения бюджетных расходов в 2006 году, в мае 2005 года проведена инвентаризация бюджетной сети, численности, условий оплаты труда и текущего содержания учреждений и организаций, финансируемых из бюджета Пензенской области.
Для обеспечения организации рационального и эффективного использования бюджетных средств, учебно-материальной базы и педагогических кадров образовательных учреждений, исключения дублирования в подготовке кадров проведена реструктуризация 10-и учреждений начального и 2-х учреждений среднего профессионального образования. Из 8-и учреждений начального профессионального образования образовано путем присоединения 4 учреждения. Присоединенные училища не имели собственных учебно-производственных мастерских или располагались на арендованных площадях. А из 2-х учреждений начального и 2-х учреждений среднего профессионального образования создано 2 новых учреждения среднего профессионального образования, в которых обучение будет вестись как по программам среднего профессионального, так и начального профессионального образования.
Позитивные сдвиги намечаются и в области здравоохранения. Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области прорабатываются вопросы о слиянии и укрупнении отдельных лечебных учреждений, уточнении статуса реабилитационных отделений на базе школ.
Вместе с тем следует отметить, что одним из принципов финансирования по-прежнему остается поддержание функционирования сложившейся сети бюджетных учреждений и органов государственного управления Пензенской области. При этом должным образом не проводится анализ целесообразности деятельности бюджетных учреждений, министерств и ведомств, потребностей потребителей бюджетных услуг, их удовлетворенности. Подобная ситуация в отдельных случаях приводит к тому, что бюджетные услуги населению предоставляются так, как это сложилось за предшествовавшие годы существования системы.
На фоне проведения реструктуризации и модернизации бюджетной сети особенно актуальной становится проблема перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций. Перевод бюджетных организаций и учреждений в иные организационно-правовые формы необходимо рассматривать с точки зрения возможности и целесообразности. При этом можно выделить три основные группы бюджетных организаций и учреждений, которые:
- нельзя преобразовать - правоохранительные органы, регулирующие и контролирующие структуры и т.д.;
- можно преобразовать, но потребуется изменение законодательства - организации и учреждения, имеющие недостаточное бюджетное финансирование для выполнения своих основных социальных задач или имеющие другие ограничения, установленные законом и не позволяющие им самостоятельно развиваться;
- можно преобразовать сейчас - организации и учреждения, которые имеют значительный потенциал развития бюджетных услуг за счет внебюджетных источников финансирования (учреждения культуры и искусства, отдельные образовательные учреждения, коммерческие медицинские учреждения, включенные в систему обязательного медицинского страхования и т.д.) и могут предоставлять ряд дополнительных к базовому (гарантированному бюджетом) набору услуг за счет потребителя услуги.
В Пензенской области проводится работа по изучению возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций, для которых характерно отсутствие субсидиарной ответственности учредителя.
Преобразование бюджетных организаций и учреждений в негосударственные некоммерческие организации тесно взаимосвязано с переходом на контрактную систему оказания бюджетных услуг, которая является основой для финансово-экономических взаимоотношений в сфере оказания бюджетных услуг между их заказчиком (органом исполнительной власти Пензенской области) и исполнителем услуг (организацией - поставщиком).
Развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг в Пензенской области должно осуществляться параллельно имеющейся системе государственных бюджетных учреждений и по возможности ее заменять. В настоящее время наиболее развитым направлением является оказание населению социальных услуг негосударственными организациями в сфере образования. В целях развития вариативных форм оказания дошкольных образовательных услуг населению развиваются новые модели дошкольного образования, в том числе детские сады семейного типа. Первым шагом в этом направлении является создание в городе Пензе 3-х частных детских садов семейного типа, которые создают благоприятные условия для развития детей и подготовки к обучению в школе, реализуют программу дошкольного образования, в том числе и программу школ раннего развития.
Кроме того, функционируют негосударственные образовательные учреждения (школа "Алгоритм", учреждение дополнительного образования "Центр-Лингва", гимназия "Дидакт"), которые позволяют получать необходимые знания и навыки в более углубленной форме, а также обучают по направлениям, отсутствующим в государственной системе образования.
В целях оптимизации и сокращения бюджетных расходов, расширения спектра негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги населению, и развития конкуренции, способствующей повышению эффективности деятельности по предоставлению социальных услуг, необходимо изучить возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных.
На первом этапе Программы планируется проведение мониторинга и реструктуризации сети бюджетных учреждений, на основании результатов которых предполагается оценить возможность перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций. В результате мониторинга сети будет также уточнен перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования бюджетными средствами. "Пилотной" отраслью в этом направлении реформирования планируется "культура", рассматриваемые в качестве реформируемых учреждений - ГУК "Пензенская областная филармония" и ГУК "Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского".
На втором этапе будут утверждены и опубликованы перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями, а также порядок и план перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций и формы типового контракта.
По результатам проведенных мероприятий доля расходов на финансирование бюджетных услуг, предоставляемых негосударственными организациями, составит не менее 20 процентов от расходов на соответствующие бюджетные услуги.
В настоящее время сложно прогнозировать конкретные количественные результаты по данному мероприятию Программы. Однако можно утверждать, что в ближайшее время увеличится объем социальных услуг, предоставляемых негосударственными организациями. Этот результат следует из потребности в повышении их качества, приведет к развитию конкуренции между бюджетными учреждениями и негосударственными организациями и к более эффективному использованию средств бюджета Пензенской области. Результаты реформирования бюджетных организаций и учреждений области будут опубликованы в печатных и электронных средствах массовой информации для получения общественного мнения о происходящих изменениях.
Возможными альтернативами может стать ликвидация отдельных бюджетных организаций и государственных унитарных предприятий, если на рынке уже существуют негосударственные организации, предоставляющие аналогичные социальные услуги приемлемого качества. В этом случае наиболее актуальным становится проведение конкурсов среди подобных организаций на право получения контракта на предоставление определенного спектра социальных услуг.
Основной риск связан с обеспечением доступности, разнообразия и качества предоставляемых социально-культурных услуг учреждениями, преобразованными в негосударственные организации.
Непродуманный перевод отдельных бюджетных организаций в форму негосударственных (коммерческих) может вызвать непредсказуемые социальные последствия:
- во-первых, в связи с возможным дальнейшим ухудшением качества услуг и завышением расходов на поддержание ситуации на приемлемом уровне, что исключает дальнейшее развитие услуги;
- во-вторых, в связи с тем, что законодательство о банкротстве проработано без достаточной полноты, что может привести к спровоцированному банкротству преобразованных бюджетных учреждений и потере государственного имущества или нежелательной приватизации организаций без сохранения профильной деятельности и использованию имущества не по прямому назначению.
Существует риск невыполнения всех условий государственных контрактов возмездного оказания услуг для государственных нужд Пензенской области. Кроме того, определенная степень риска зависит от низкой востребованности услуг, оказываемых негосударственными и бюджетными организациями, со стороны населения области, что требует безусловного проведения такого мероприятия, как создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах.