В настоящее время работа с инвестиционными проектами ведется недостаточно эффективно и сводится исключительно к сбору и хранению проектной документации в ограниченном объеме.
Значительный рост социально значимой инвестиционной активности в области требует более эффективной системы управления инвестиционными проектами. Ресурсы, включая кадровый потенциал, имеющиеся в области, позволяют в кратчайшие сроки построить систему мониторинга проектов с оценкой промежуточных результатов. Основой методической базы будут являться инвестиционная стратегия Пензенской области, утвержденная Законом Пензенской области от 1 марта 2004 года N 579-ЗПО "Об инвестиционной стратегии Пензенской области", разработки некоммерческого партнерства "Пензенское Агентство инвестиций и развития". Планируется также внедрение новых информационных технологий, разработанных специально для инвестиционного управления.
Планируемое состояние по результатам первого этапа - утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов.
Планируемое состояние по результатам второго этапа - публикация в средствах массовой информации и сети Интернет отчетов о реализованных за последний отчетный год инвестиционных проектах, включая оценку эффективности по каждому из проектов и невключение в расходы бюджета средств на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям досрочного прекращения их реализации.
На первом этапе реформы планируется провести оценку бюджетной и социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов за последние три отчетных года. Для этого будет разработана и утверждена методика оценки реализации инвестиционных проектов, учитывающая все основные факторы, ключевые для каждого проекта, принят порядок ее применения, а также разработана и утверждена система критериев, по которым будет приниматься решение о продолжении реализации проекта, его переработке или досрочном прекращении. Для усиления общественного контроля за расходованием бюджетных средств и повышения мотивации руководителей проектов будет утвержден порядок публикации в печатных и электронных средствах массовой информации отчетов о реализации инвестиционных проектов, включающих показатели эффективности проекта.
На втором этапе реформы все инвестиционные проекты будут проходить через установленную процедуру оценки, отчеты о проведении которой будут публиковаться в средствах массовой информации и сети Интернет.
На конец второго этапа планируется исключение из инвестиционной практики области неэффективных проектов или их оперативная реструктуризация для достижения поставленных перед проектом целей. При этом за последний отчетный год, в расходах бюджета Пензенской области которого будут отсутствовать расходы на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации, принимается 2008 год.
(в ред. Закона Пензенской области от 26.12.2007 N 1436-ЗПО (ред. 20.02.2008))
Альтернативой является привлечение сторонних организаций к процессу мониторинга инвестиционных проектов. В этом случае снижаются риски, характерные для предлагаемого варианта, а именно снижается трудоемкость процесса инвестиционного управления, а также риск недостаточной квалификации сотрудников государственных учреждений. Однако в этом случае повышаются расходы на осуществление мониторинга, риск достоверности получаемой информации и риск несоблюдения условий договора сторонней организацией.