Переход на новый качественный уровень управления региональными финансами - одно из важнейших условий эффективной работы сектора государственного управления по улучшению социального положения населения, повышению качества социальной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности региона. Отсутствие у региональных органов власти ориентиров, которые позволили бы совершенствовать управление финансами, становится одним из препятствий на пути преодоления недостатков и ограничений сложившейся системы, унаследовавшей многие управленческие технологии прошлого и далеко не всегда справляющейся с новыми условиями функционирования и задачами общественного сектора. Колоссальные потребности бюджетной сферы в финансировании, рассчитываемые традиционными нормативными методами, оказываются несопоставимыми с финансовыми возможностями. Такая ситуация возникла отчасти вследствие сложившегося подхода к управлению сектором государственного управления.
Решению этой задачи во многом способствует следование лучшей практике в сфере управления общественными финансами. Главная цель лучшей практики - способствовать совершенствованию управления общественными финансами посредством информирования региональных и местных органов власти, налогоплательщиков, инвесторов и иных заинтересованных групп о системе практик, которые могут быть использованы для повышения эффективности управления общественными финансами.
Главные задачи следования лучшей практике:
1. Обеспечение финансовой стабильности сектора государственного управления.
2. Эффективное аккумулирование и распределение финансовых ресурсов сектора государственного управления.
3. Эффективное использование финансовых ресурсов сектора государственного управления.
Основные направления следования лучшей практике управления общественными финансами:
1. Расширение временных границ финансового планирования путем разработки целостной финансовой политики, укрупненного среднесрочного планирования расходов и оперативного финансового планирования в бюджетных организациях.
2. Расширение области финансового планирования и отчетности путем учета всех аспектов финансовой деятельности, контролируемых организаций и ресурсов.
3. Постепенное внедрение принципов ответственного финансового менеджмента в бюджетных организациях.
4. Внедрение оценки результативности деятельности бюджетных организаций.
Результатом следования лучшей практике в сфере финансовых аспектов деятельности органов власти будет достижение главной цели - эффективное управление региональными финансами.
В целях установления оперативного контроля над целевым использованием бюджетных средств и ходом исполнения бюджета, повышения точности планирования и обоснованности использования средств бюджетными учреждениями за счет централизованного управления финансовыми потоками бюджета планируется переход на казначейское исполнение бюджета.
При действующей в настоящее время системе исполнения бюджета средства поступают на счета распорядителей кредитов, которые затем перечисляют их учреждениям, организациям и подрядчикам за выполненные ими работы и предоставленные услуги. Фактически это приводит к авансированию расходов бюджета, с одной стороны, и к кредитованию распорядителей бюджетных средств - с другой. При этом отсутствует возможность контроля за целевым использованием бюджетных средств их распорядителями, что влечет за собой недостаточно высокое качество финансового планирования и управления ликвидностью бюджета. Казначейская система исполнения бюджета позволяет централизовать управление потоками доходов и расходов и перейти от практики авансового финансирования расходов бюджетных учреждений и организаций к прямому финансированию согласно представленной смете путем перечисления денежных средств непосредственно на расчетные счета предприятий и организаций - поставщиков товаров и услуг для нужд бюджетной сферы.
Финансирование расходов будет осуществляться Министерством финансов Пензенской области (далее по тексту - Министерство финансов) с единого бюджетного счета, открытого в Управлении федерального казначейства по Пензенской области. Министерство финансов также будет осуществлять учет договоров, условий платежа на поставку товаров и услуг, акцепт договоров, возможных штрафных санкций за задержку платежей.
(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1122-ЗПО)
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета потребует внедрения новых информационных технологий и программного обеспечения - автоматизированной системы управления бюджетным процессом (далее по тексту - АСУ БП).
АСУ БП предусматривает консолидацию исполнения всех уровней бюджетов области в единой информационной системе. Цель - рациональная организация бюджетного процесса региона и муниципальных образований информационного и технического обеспечения для эффективного, рационального и экономного использования бюджетных средств в ходе исполнения утвержденного бюджета, обеспечения эффективного бюджетного планирования, осуществления действенного и своевременного контроля за целевым использованием средств, проведения аналитической работы и составления регулярной, вплоть до ежедневной, отчетности о состоянии исполнения бюджетов. Полное внедрение АСУ БП на уровне субъекта и всех муниципальных образований представляет возможность составления отчета об исполнении консолидированного бюджета региона в автоматизированном режиме.
Результат:
- финансово-экономическая стабилизация на региональном и муниципальном уровнях;
- нормализация денежного обращения путем ускорения обращения бюджетных средств при исполнении бюджетов;
- полная автоматизация бюджетного процесса в едином информационном пространстве;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов, находящихся в распоряжении финансовых органов;
- обеспечение оперативного информационного взаимодействия финансового органа с иными участниками бюджетного процесса;
- предоставление руководству региона и муниципальных образований оперативной и достоверной информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений;
- обеспечение соблюдения принципа единства кассы;
- обеспечение прозрачности бюджетного процесса;
- обеспечение автоматизированного контроля проведения операций, выполняемых на всех этапах бюджетного процесса;