Задачи, поставленные в Программе, являются минимальными и исходят из реально сложившейся ситуации в агропромышленном комплексе. Их реализация позволит увеличить объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции, создать дополнительные рабочие места, улучшить снабжение населения продуктами питания отечественного производства, повысить конкурентоспособность сельскохозяйственных и иных предприятий Пензенской области.
На освоение неиспользуемых плодородных земель сельскохозяйственного назначения, в первую очередь черноземных, требуются значительные капитальные вложения, что при складывающейся ситуации в сельском хозяйстве и наличии дефицита собственных средств сельскохозяйственных и иных предприятий требует принятия комплекса мер, направленных на совершенствование финансового и экономического механизмов хозяйствования.
В этой связи финансирование программных мероприятий требует комплексного подхода. Используя собственные ресурсные возможности, заемные средства, а также финансовую помощь бюджетов всех уровней, сельскохозяйственные и иные предприятия расширяют объемы обрабатываемых черноземных земель сельскохозяйственного назначения, улучшают качество производства сельскохозяйственной продукции, увеличивают прибыльность работы отрасли.
Источниками финансирования Программы служат (таблица 2) следующие предполагаемые средства:
1. Собственные средства предприятий - участников программы в сумме 160 млн. рублей.
2. Заемные средства (включая кредиты банков), а также частные инвестиции в сумме 202 млн. рублей.
3. Средства бюджета Пензенской области в сумме 239,719 млн. рублей.
Конкретные объемы финансирования Программы за счет бюджетных средств могут уточняться и изменяться с учетом принимаемых законов Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год.
Размер и формы направления средств на развитие сельскохозяйственного производства в рамках настоящей Программы в Пензенской области за счет собственных средств хозяйств, кредитов банков, частных инвестиций носят рекомендательный характер и определяются ежегодно исходя из самостоятельно принятых решений органов управления предприятий-участников программы, кредитных учреждений, частных инвесторов.
Выделение средств бюджета Пензенской области на реализацию настоящей Программы будет производиться в форме бюджетных кредитов муниципальным образованиям районов Пензенской области согласно порядку, утверждаемому законом Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год.
Таблица 2
Источники финансирования программных мероприятий
млн.рублей | ||||
Источники финансирования | Годы | Итого | ||
2004 | 2005 | 2006 | ||
Собственные средства сельскохозяйственных предприятий | 22,44 | 68,78 | 68,78 | 160,00 |
Кредиты банков, заемные средства, частные инвестиции | 33,66 | 84,17 | 84,17 | 202,00 |
Средства бюджета Пензенской области | 14,719 | 225,00 | 0,00 | 239,719 |
Всего | 70,819 | 377,95 | 152,95 | 601,719 |
Рекомендуемый порядок реализации Программы муниципальными образованиями районов Пензенской области
На первом этапе (2004 год)
В рамках участия в настоящей Программе муниципальные образования районов Пензенской области принимают аналогичные муниципальные целевые программы, направленные на ввод в оборот неиспользуемых плодородных земель сельскохозяйственного назначения (в первую очередь черноземных, расположенных на территории района), в соответствии с которыми определяются предприятия участники Программы, механизм их взаимодействия, а также источники реализации программы и формы их использования.
Схема 1. Рекомендуемый порядок реализации Программы муниципальными образованиями районов Пензенской области на первом этапе.
За счет средств, полученных из бюджета Пензенской области, муниципальные образования районов в рамках принятых районных программ выдают бюджетный кредит отобранным муниципальным унитарным предприятиям - Агентам предприятий - участников Программы, по закупке и поставке горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Агенты в рамках заключенных с предприятиями - участниками Программы (принципалами) агентских договоров осуществляют от своего имени и по поручению принципалов закупку ГСМ, их поставку принципалам, которые используют ГСМ на обработку вводимых в оборот неиспользуемых плодородных, в первую очередь черноземных земель сельхозназначения в запланированных объемах.
Предприятия - участники Программы используют полученные ГСМ строго на установленные цели, о чем представляют соответствующий отчет муниципальным образованиям районов Пензенской области. В рамках заключенных агентских договоров принципалы осуществляют возмещение Агентам затрат на приобретение и поставку ГСМ, а также выплачивают агентское вознаграждение, размер которого устанавливается агентскими договорами, но не может превышать 2-х процентов от стоимости самого договора.
Муниципальные унитарные предприятия до 1 октября 2005 года осуществляют возврат бюджетных кредитов в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
На втором-третьем этапах (2005-2006 гг.)