Недействующий

О региональной межведомственной программе "Врач общей практики на 2004 год" (с изменениями на 3 декабря 2004 года)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Приоритетным направлением реорганизации и реформирования амбулаторно-поликлинической помощи населению является совершенствование первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики. Особенно это оправданно и актуально для сельского здравоохранения, имеющего ряд особенностей, связанных со спецификой социально-экономических и бытовых факторов и условий жизни в сельской местности. К числу таких факторов относятся: низкая плотность расселения жителей, отдаленность и разбросанность сел и поселков от районного центра, негативные демографические процессы (высокая общая смертность, старение населения на фоне снижения его численности), сезонный характер и особенности сельскохозяйственного труда (тяжелые климатические условия, малая механизация работ), социально-культурные традиции и т.п. Отсюда вытекают отличительные черты сельского здравоохранения: широкое использование средних медицинских работников для оказания всех видов медицинской помощи, низкая укомплектованность врачами, централизация стационарной помощи на уровне района (центральной районной больницы), максимальная децентрализация амбулаторно-поликлинической помощи населению по месту проживания (фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, сельские врачебные амбулатории), укоренение схемы пассивной обращаемости населения за медицинской помощью только при развитии заболевания.

Целью реформирования амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению является адаптация медицинской помощи к условиям рынка, пересмотр взаимоотношений между населением и лечебными учреждениями, внедрение новых принципов оказания первичной медико-санитарной помощи.

Развитие системы внебольничной помощи в сельской местности направлено на улучшение обслуживания отдельного человека, появление у пациентов возможности выбора вариантов получения медицинской помощи.

Особое значение имеет решение проблемы оказания медицинской помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Расширение сферы медико-социальных услуг этим категориям лиц требует организации в сельской местности при поликлиниках стационаров дневного пребывания. При этом обязательным условием является увеличение выделяемых местными органами власти ресурсов, направляемых на предупреждение заболеваний и развитие амбулаторных форм медицинской помощи.

Реализация этих требований может быть осуществлена на основе преобразования поликлиник в центры общей врачебной практики. Первичное звено медицинской помощи должно быть максимально приближено к населению, чтобы врач общей практики мог оказывать не только плановую, но и неотложную (экстренную) помощь, самостоятельно осуществлять диагностику на догоспитальном этапе и определять дальнейшую тактику оказания медицинской помощи, активно делегируя среднему медицинскому персоналу виды деятельности, не требующие врачебной компетенции.

В сельской местности врач общей практики будет выполнять в полном объеме наблюдение за детьми, начиная с периода новорожденности, за беременными женщинами, проводить лечение гинекологических больных, консультируя их, при необходимости, у специалистов. На сельского врача общей практики возлагается в полном объеме оказание неотложной помощи, решение о необходимости госпитализации в медицинские учреждения.

Такая реорганизация будет способствовать внедрению новых методов профилактики, диагностики и лечения, усилению личной ответственности врача общей практики за состояние здоровья прикрепленного населения, к повышению качества первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

Предлагаемая система реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи основана на развитии общеврачебных практик на территории типичного сельского района посредством организации центров общеврачебной (семейной) практики  (далее - центр ОВП) на базе врачебных амбулаторий, которые создаются в соответствии с Положением об организации центра врача общей практики (семейного врача).

Учитывая изложенные выше требования к созданию центров ОВП, а также в целях получения максимально объективных результатов проводимого эксперимента, для реализации предлагаемой Программы отобраны врачебные амбулатории, расположенные как в отдаленных от областного центра районах (Пачелмском и Башмаковском), так и близлежащих к областному центру районов (Бессоновском и Пензенском).

Кроме того, при выборе конкретных врачебных амбулаторий учитывались такие основополагающие факторы, как:

- наличие врачей, имеющих сертификат специалиста "Врач общей практики (семейный врач)";

- относительно высокая численность населения, прикрепленного к врачебным амбулаториям (от 1 500 до 5 000 человек).

Состав исполнителей, отобранных для реализации Программы

Наименование района

Наименование
амбулатории

Место расположения

Численность
прикрепленного к врачебным амбулаториям
населения(*)

1

2

3

4

Пензенский

Старокаменская

село Старая Каменка

3 549

Пензенский

Ленинская

село Ленино

4 078

Бессоновский

Вазерская

село Вазерки

2 615

Бессоновский

Кижеватовская

село Кижеватово

4 185

Пачелмский

Титовская

станция Титово

1 560

Башмаковский

Петровская

село Никульевка

2 785

Башмаковский

Знаменская

село Знаменское

4 923

Итого

23 695


________________

(*) По согласованию с органами местного самоуправления численность прикрепленного к центрам ОВП населения установлена по данным органов местного самоуправления соответствующих районов

Деятельность врача общей практики основывается на договорных отношениях центральной районной больницы с органами местного самоуправления муниципальных образований, Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области и финансирующей организацией (территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области) и осуществляется в соответствии с Положением "Об организации деятельности врача общей практики (семейного врача)".

В период поэтапного перехода к общей врачебной практике с целью обеспечения полной преемственности в оказании медицинской помощи всем членам семьи, предполагается работа в едином блоке врача общей практики, педиатра, терапевта, зубного врача, хирурга.

Виды медицинской помощи, оказываемые прикрепленному населению центрами ОВП в рамках настоящей Программы, устанавливаются в соответствии с перечнем заболеваний, входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2003 N 589-пП (в редакции от 21.06.2004 N 321-пП):

- лечебно-диагностическая (плановая и экстренная);

- профилактическая;

- диспансерная;

- реабилитационная;

медико-социальная.

Приоритетным направлением работы центров ОВП является профилактическое, т.е. предупреждение и/или раннее выявление заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и укрепление здоровья населения.

Основными источниками финансирования работы врача общей практики (семейного врача) являются средства обязательного медицинского страхования в виде подушевого финансирования на численность прикрепленного к центру ОВП населения, с учетом выполненных объемов медицинской помощи и показателей оценки модели конечных результатов, а также бюджетные средства муниципальных образований, направляемые на содержание и развитие центров ОВП.