Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности и общества в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современной России. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
На 1 сентября 2001 года в Пензенской области сеть общеобразовательных учреждений включает 890 школ (182 332 чел.), в том числе 419 средних и 211 основных. Общеобразовательную подготовку осуществляют 17 вечерних (сменных) школ с контингентом обучающихся 2 914 человек.
По состоянию на 10 сентября 2001 года общеобразовательные учреждения области располагают 4 508 компьютерами, 632 из которых были получены в августе 2001 года в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по компьютеризации сельских школ.
Большую часть компьютерного парка (до 70 процентов) общеобразовательных школ составляют установленные в 1985-1992 годах компьютеры первого поколения ("Сура", "Корвет", "Агат" и т.п.), которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 2000, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Приобретение компьютеров главным образом за счет внебюджетных источников не может решить проблему переоснащения образовательных учреждений Пензенской области.
Анализ состояния обеспеченности образовательных учреждений области компьютерной техникой свидетельствует о том, что каждый второй компьютер находится в нерабочем состоянии, а затраты на ремонт представляются нецелесообразными, поскольку компьютеры технически устарели и не соответствуют современным требованиям.
В настоящее время в Пензенской области один исправный компьютер (независимо от года выпуска) приходится на 40 обучающихся. При этом, один компьютер, отвечающий современным стандартам, - на 213 учащихся.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается 38 процентов школьников Пензенской области. В систему образования Пензенской области входят 722 сельские школы, около 50 процентов которых являются малокомплектными или малочисленными. В сельской школе наиболее остро ощущается недостаток учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.
Острой проблемой сельской школы является информационная изолированность обучающихся и преподавательского состава. Значительное число школ находятся в удалении от методических центров. Таким образом, состояние сельских школ приводит к неравным условиям для получения качественного образования по сравнению с городскими школами.
Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.
На сегодняшний день в штате школ основным и чаще всего единственным специалистом в области информационных технологий является в городской школе - учитель информатики, а в сельской - учитель математики или физики, который в большинстве случаев совмещает преподавание этих предметов с преподаванием информатики.
Как показывает практика, использование информационных технологий в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом в целом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.
Лишь единицы общеобразовательных учреждений, находящиеся, главным образом, в областном центре, имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и выход в глобальную сеть.
Не получают широкого распространения интернет-технологии в общеобразовательных школах Пензенской области в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров.
Из 418 дошкольных учреждений Пензенской области (30 105 воспитанников) компьютеры имеют только 12, находящиеся в городах Пензе и Кузнецке, Кондольском и Камешкирском районах (72 компьютера).
Не менее актуальной является и проблема оснащения компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования, обусловленная необходимостью применения новых подходов в подготовке квалифицированных специалистов для предприятий региона.
В настоящее время 40 учреждений начального профессионального образования Пензенской области, в которых обучается более 14 тысяч человек, имеют 464 компьютера, лишь 19 процентов которых отвечают современным требованиям (157 обучающихся на 1 компьютер).
Требует переоснащения и компьютерный парк общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и детских домов Пензенской области, в которых из 76 компьютеров 55 (или 72 процента) технически устарели. Компьютеризация данных учреждений создаст возможности для более совершенной диагностики детей, нуждающихся в коррекции и социальной реабилитации на основе современного программного обеспечения, позволит проводить постоянный мониторинг развития воспитанников учреждений интернатного типа и обобщать полученные результаты, осуществлять индивидуализацию и повысить качество коррекционного обучения.
В 95 учреждениях дополнительного образования Пензенской области занимаются более 71 000 детей. Необходимость подключения значительной части учреждений дополнительного образования к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. На сегодняшний день компьютеры имеют учреждения дополнительного образования только городов Пензы, Кузнецка и Нижнеломовского района (всего 55 компьютеров), но и они требуют значительного обновления.
Таким образом, модернизация образования, повышение его качества, изменение содержания, методов и организационных форм обучения требуют безотлагательного включения в образовательный процесс информационных технологий.
Необходимость разработки и принятия целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена развитием информатизации образования в мире, коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", а также программы развития образования Пензенской области.