Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 сентября 2004 года N 646-ЗПО


О целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды
 в Пензенской области (2001-2005 годы)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 28 июня 2005 года)

___________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пензенской области от 3 декабря 2004 года N 696-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 20, 17.12.2004);

Законом Пензенской области от 23 декабря 2004 года N 727-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 21, 30.12.2004);     

     Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 825-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 16, 15.07.2005).

___________________________________________________________________


Принят
 Законодательным Собранием
 Пензенской области
 3 сентября 2004 года

Статья 1

Утвердить прилагаемую целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области (2001-2005 годы)".

 

Статья 2

     

Установить, что объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей бюджета Пензенской области.

 

Статья 3

     

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.



     Губернатор Пензенской области
 В.К. Бочкарев

г. Пенза
8 сентября 2004 года
N 646-ЗПО  

УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 8 сентября 2004 года N 646-ЗПО  

     

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Развитие единой образовательной информационной среды
 в Пензенской области (2001-2005 годы)"

(с изменениями на 23 декабря 2004 года)

Паспорт Программы

Наименование

-

Целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области (2001-2005 годы)"

(далее - Программа)

Государственный заказчик

-

Правительство Пензенской области

Основной разработчик Программы

-

Министерство образования и науки Пензенской области

Цели и задачи Программы

-

создание базы для развития в Пензенской области единой образовательной информационной среды;

предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств;

создание и развитие научно-методического центра информационных технологий в образовании;

создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов, обеспечивающих содержательное наполнение федерального и регионального компонентов базисного учебного плана образовательных учреждений Пензенской области;

подготовка педагогических, административных работников образовательных учреждений к эффективному использованию в учебном процессе новейших информационных технологий;

интеграция образовательной информационной среды Пензенской области с общефедеральной образовательной средой

Сроки и этапы реализации Программы

-

2001-2005 годы

Первый этап - 2001 год. Поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Создание регионального научно-методического центра информационных технологий в образовании.

Второй этап - 2002 год. Проведение компьютеризации городских и поселковых школ области, укомплектование оборудованием городских и районных органов управления образованием, методических кабинетов, областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ИПКиПРО). Проведение подготовки и переподготовки по информационным технологиям учителей и директоров школ.

Третий этап - 2003 год. Поставка аппаратно-программного обеспечения в детские дома, школы-интернаты и учреждения начального профессионального образования. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и административных кадров, формирование локальных опорных ресурсных центров в городах и районах Пензенской области с последующим включением их в общеобластную образовательную ресурсную сеть. Оборудование локальной сети в классах персональных электронно-вычислительных машин ИПК и ПРО.

Четвертый этап - 2004 год. Укомплектование аппаратно-программным обеспечением школьных библиотек, общеобразовательных сельских школ, учреждений профессионального образования;

разработка электронных учебных материалов и их апробирование; повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и административных кадров.

Развитие общеобластной ресурсной образовательной сети.

Пятый этап - 2005 год. Включение в единую информационную образовательную среду учреждений дошкольного и дополнительного образования. Формирование медиатеки образовательных ресурсов на базе научно-методического центра информационных технологий в образовании.

Ожидаемые результаты

-

1) создание основ единой образовательной информационной среды, обеспечивающей доступ учащихся и преподавателей образовательных учреждений к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам; обеспечение возможности проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Пензенской области; оказание методической поддержки и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней;

2) доведение числа компьютеров, отвечающих современным требованиям, в общеобразовательных учреждениях до соотношения - не менее одного компьютера на 80 учащихся;

3) повышение качества обучения в образовательных учреждениях, находящихся в удалении от методических центров (сельские школы и др.), путем организации доступа таких учреждений к образовательным ресурсам, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для образовательных учреждений;

4) создание ресурсного центра информационной и научно-методической поддержки учебного процесса, оказание консультационных услуг.

Управление и контроль за реализацией Программы

-

организационно-методическое управление и контроль за реализацией осуществляет Министерство образования и науки Пензенской области в установленном порядке

Исполнители

-

Министерство образования и науки Пензенской области, областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, научно-методический центр информационных технологий в образовании

Объемы и источники финансирования

-

всего - 151 716,70 тыс. руб.

в том числе:

бюджет Пензенской области - 73 706,80 тыс. руб.,

федеральный бюджет -  78 009,90 тыс. руб. (раздел в редакции, введеной в действие с 26 июля 2005 года Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 825-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности и общества в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современной России. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

На 1 сентября 2001 года в Пензенской области сеть общеобразовательных учреждений включает 890 школ (182 332 чел.), в том числе 419 средних и 211 основных. Общеобразовательную подготовку осуществляют 17 вечерних (сменных) школ с контингентом обучающихся 2 914 человек.

По состоянию на 10 сентября 2001 года общеобразовательные учреждения области располагают 4 508 компьютерами, 632 из которых были получены в августе 2001 года в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по компьютеризации сельских школ.

Большую часть компьютерного парка (до 70 процентов) общеобразовательных школ составляют установленные в 1985-1992 годах компьютеры первого поколения ("Сура", "Корвет", "Агат" и т.п.), которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 2000, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Приобретение компьютеров главным образом за счет внебюджетных источников не может решить проблему переоснащения образовательных учреждений Пензенской области.

Анализ состояния обеспеченности образовательных учреждений области компьютерной техникой свидетельствует о том, что каждый второй компьютер находится в нерабочем состоянии, а затраты на ремонт представляются нецелесообразными, поскольку компьютеры технически устарели и не соответствуют современным требованиям.

В настоящее время в Пензенской области один исправный компьютер (независимо от года выпуска) приходится на 40 обучающихся. При этом, один компьютер, отвечающий современным стандартам, - на 213 учащихся.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается 38 процентов школьников Пензенской области. В систему образования Пензенской области входят 722 сельские школы, около 50 процентов которых являются малокомплектными или малочисленными. В сельской школе наиболее остро ощущается недостаток учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.

Острой проблемой сельской школы является информационная изолированность обучающихся и преподавательского состава. Значительное число школ находятся в удалении от методических центров. Таким образом, состояние сельских школ приводит к неравным условиям для получения качественного образования по сравнению с городскими школами.

Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.

На сегодняшний день в штате школ основным и чаще всего единственным специалистом в области информационных технологий является в городской школе - учитель информатики, а в сельской - учитель математики или физики, который в большинстве случаев совмещает преподавание этих предметов с преподаванием информатики.

Как показывает практика, использование информационных технологий в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом в целом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.

Лишь единицы общеобразовательных учреждений, находящиеся, главным образом, в областном центре, имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и выход в глобальную сеть.

Не получают широкого распространения интернет-технологии в общеобразовательных школах Пензенской области в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров.

Из 418 дошкольных учреждений Пензенской области (30 105 воспитанников) компьютеры имеют только 12, находящиеся в городах Пензе и Кузнецке, Кондольском и Камешкирском районах (72 компьютера).

Не менее актуальной является и проблема оснащения компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования, обусловленная необходимостью применения новых подходов в подготовке квалифицированных специалистов для предприятий региона.

В настоящее время 40 учреждений начального профессионального образования Пензенской области, в которых обучается более 14 тысяч человек, имеют 464 компьютера, лишь 19 процентов которых отвечают современным требованиям (157 обучающихся на 1 компьютер).

Требует переоснащения и компьютерный парк общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и детских домов Пензенской области, в которых из 76 компьютеров 55 (или 72 процента) технически устарели. Компьютеризация данных учреждений создаст возможности для более совершенной диагностики детей, нуждающихся в коррекции и социальной реабилитации на основе современного программного обеспечения, позволит проводить постоянный мониторинг развития воспитанников учреждений интернатного типа и обобщать полученные результаты, осуществлять индивидуализацию и повысить качество коррекционного обучения.

В 95 учреждениях дополнительного образования Пензенской области занимаются более 71 000 детей. Необходимость подключения значительной части учреждений дополнительного образования к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. На сегодняшний день компьютеры имеют учреждения дополнительного образования только городов Пензы, Кузнецка и Нижнеломовского района (всего 55 компьютеров), но и они требуют значительного обновления.

Таким образом, модернизация образования, повышение его качества, изменение содержания, методов и организационных форм обучения требуют безотлагательного включения в образовательный процесс информационных технологий.

Необходимость разработки и принятия целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена развитием информатизации образования в мире, коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", а также программы развития образования Пензенской области.

II. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное утверждение следующих документов:

а) перечень мероприятий Программы с указанием источников и объемов финансирования;

б) координационный план совместных действий Министерства образования и науки Пензенской области и Министерства образования и науки Российской Федерации (возможно в форме двусторонних соглашений).

III. Ресурсное обеспечение Программы

Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет и бюджет Пензенской области.

Объемы финансирования по Программе утверждаются ежегодно в соответствии с возможностями бюджетов разных уровней. Министерство образования и науки Пензенской области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет целевые показатели, в том числе включение и (или) исключение отдельных проектов и затрат на программные мероприятия.

Раздел IV. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

(Раздел в редакции, введеной в действие с 18 декабря 2004 года
Законом Пензенской области от 3 декабря 2004 года N 696-ЗПО, -
см. предыдущую редакцию).

   

1. Руководитель государственного органа исполнительной власти является руководителем Программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области (2001-2005годы)".

2. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

3. Текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный орган управления образованием.

4. Реализация Программы осуществляется на основе проектов программных мероприятий.

5. При необходимости, государственный орган управления образованием вносит предложения о продлении срока реализации целевой Программы.

6. Государственный орган управления образованием организует экспертные проверки хода реализации Программы.

7. По результатам экспертных проверок ежегодно вносятся в Правительство Пензенской области предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы или об их прекращении.

V. Перечень мероприятий по Программе

Перечень мероприятий Программы на 2001 год

(тыс. руб.)

Мероприятия

Всего

в том числе:

объем финансирования из бюджета Пензенской области

объем финансирования из федерального бюджета

Приобретение аппаратно-программных средств для основных и средних общеобразовательных сельских школ

18 655,00

7 680,00

10 975,00

Итого

18 655,00

7 680,00

10 975,00



Перечень мероприятий Программы на 2002 год

(тыс. руб.)

N
п/п

Мероприятия

Всего

в том числе:

объем финансирования из бюджета Пензенской области

объем финансирования из федерального бюджета

1.

Приобретение аппаратно-программных средств для городских и поселковых школ

17 974,70

7 690,00

10284,70

2.

Приобретение аппаратно-программных средств для городских и районных отделов образования (договор на софинансирование с Национальным фондом подготовки кадров)

834,50

834,50

3.

Приобретение аппаратно-программных средств, сопутствующего оборудования для научно-методического центра информационных технологий в образовании ИПК и ПРО, школ-интернатов г.Пензы

1 454,60

1 454,60

4.

Приобретение оборудования для научно-методического центра информационных технологий в образовании

118,00

118,00

5.

Разработка методического обеспечения мониторинга мероприятий по модернизации системы образования Пензенской области

100,00

100,00

6.

Создание модели совершенствования управления образованием Пензенской области на основе интеграции информационных ресурсов образовательных учреждений

100,00

100,00

7.

Создание регионального образовательного сервера (его информационного и программного обеспечения)

424,40

424,40

8.

Создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса (тесты и др.)

155,00

155,00

9.

Повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров

561,50

561,50

Итого

21 722,70

11 438,00

10 284,70

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»