Недействующий

О Программе развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004 - 2005 годы (утратило силу с 29.12.2005 года на основании постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2005 N 1079-пП)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

     

В настоящее время в России заметно усилились внимание и требовательность к образованию и воспитанию со стороны родителей, общественности, властных структур. Это связано с ростом асоциального поведения детей и подростков, одной из причин которого является нерациональная организация досуговой деятельности, детская безнадзорность, особенно во время каникул и в праздничные и выходные дни. Немалую роль в этом играет и характерный для современного общества кризис семьи, который приводит к существенному снижению ее воспитательного потенциала. Кроме того, заметное влияние на  процесс духовного становления молодежи оказывают проблемы, связанные с развитием современной российской цивилизации.

Однако, несмотря на признание задачи воспитания детей одной из главных стратегических задач современного российского общества, можно говорить о том, что пока еще не вполне четко определены приоритеты воспитательной политики, не выработан комплекс практических мер по решению проблем воспитания молодежи.

Очевидно, что к числу приоритетных задач в области воспитания относится формирование здорового и нравственного образа жизни, что предполагает повышение общей культуры, сохранение физического и нравственного здоровья, компетентность и грамотность личности; эстетическое, экологическое, трудовое и физическое воспитание, а также воспитание гражданственности и патриотизма.

Сегодня происходит формирование благоприятных условий для интенсивного развития в регионе социального института воспитания, для реального повышения его социального статуса и воспитательного потенциала, для усиления эффективности воспитательного воздействия учреждений образования и культуры на подрастающее поколение с целью духовно-нравственного и гражданского становления личности и ее социализации. Формируются новые культурные основы воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи, взаимодействие семьи, общества и государства в деле воспитания человека и гражданина.

Разрешение проблем образования и воспитания возлагается на органы и учреждения образования (общего и дополнительного), а также учреждения культуры. Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточную координацию их деятельности, снижение их организационно-методической роли, что связано как с недостаточностью материально-технической базы, так и с проблемами кадрового обеспечения.

Если вопросы предоставления учащимся качественного современного образования школой решаются вполне успешно, то блок воспитательной работы в основном возложен на того же педагога-универсала, который зачастую является одновременно учителем, воспитателем и организатором. Проблемой также является то, что часто образовательное учреждение не выступает (и не может выступать) подлинным центром для организации не только внутришкольных, а районных или городских мероприятий с детьми, по проведению действенных и интересных акций для жителей всего микрорайона.

Важной представляется такая организация работы образовательного учреждения, чтобы оно на практике представляло собой "территорию интересов" учащихся, функционировало в режиме "школы полного дня", обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков.

В настоящее время главное место в организации досуга у значительной части подростков занимает компьютер. При этом несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней, истории и культуры своего народа. Кроме того, интерес молодежи к работе с компьютером реализуется либо дома, либо в частных компьютерных клубах, которые имеют коммерческую направленность. В основном дети и подростки ориентируются на компьютерные игры, связанные с насилием и жестокостью. Следует отметить также явно недостаточный уровень общественной активности детей и подростков (по официальным данным в деятельности молодежных и детских общественных объединений участвует около 41% молодых россиян).

В то же время по предварительным данным о тарификации в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004/2005 учебный год предусматривается довольно значительное сокращение количества педагогических ставок (приблизительно 900 по области), вызванное сокращением числа класс-комплектов. При этом наибольшее количество подлежащих сокращению педагогических ставок - педагоги, работающие в 5-9-х и 10-11-х классах.

В соответствии с этим Министерство образования и науки Пензенской области считает целесообразным осуществление Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области, что позволит поднять на качественно новый уровень воспитание и развитие молодежи.

В связи с тем, что особую актуальность для решения задач воспитания имеют вопросы физического оздоровления молодежи, активизации спортивно-массовой работы, настоящая Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы включает в себя также Подпрограмму формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи.