Основным разработчиком и координатором Программы является Министерство образования и науки Пензенской области. Предполагается привлечение к реализации Программы Министерства культуры Пензенской области и Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
Исполнителями Программы выступают органы управления образованием, учреждения образования и культуры Пензенской области. Обеспечение научно-методического сопровождения реализации Программы и мер по переподготовке педагогических кадров по предусмотренным Программой направлениям возлагается на Пензенский ИПКиПРО, методические службы органов управления образованием.
Для осуществления Программы необходимо принятие ряда нормативно-правовых документов, первоочередными из которых являются: новое штатное расписание образовательных учреждений, Положение о создании и деятельности советов директоров образовательных учреждений, Положение о создании и деятельности межшкольных центров развития молодежи, штатное расписание межшкольных центров развития молодежи.
Программа предусматривает разработку нового варианта штатного расписания с учетом оптимизации структуры осуществления блока воспитательной работы.
Исходя из того, что образовательные учреждения должны превратиться в реальную территорию интересов не только школьников, но и их родителей, других жителей микрорайона, Программа предусматривает изменение организации работы ОУ. Предполагается перепрофилирование части педагогов, попадающих по месту работы под сокращение численности штатов, таким образом, чтобы они могли обеспечить воспитательную работу в условиях работы "школы полного дня".
Для подготовки специалистов, способных обеспечить воспитательную работу в новых условиях, предусматривается разработка программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и их осуществление на базе учреждений дополнительного профессионального образования и повышения квалификации Пензенской области.
Новое штатное расписание (в отношении блока воспитательной работы) может выглядеть следующим образом:
Наименование должностей | Кол-во ставок | Примечания |
1 | 2 | 3 |
Зам. директора ОУ по воспитательной работе | В соответствии с количеством класс-комплектов | |
Социальный педагог | 1 | " - " |
Педагог-психолог | 1 | |
Старший вожатый | 1 | |
Социальный педагог | 1 | |
Классные воспитатели (освобожденные классные руководители) | - | По решению учредителя |
Педагоги дополнительного образования: | ||
Педагог-организатор культурно-массовой работы в школьном микрорайоне | 1 | |
Педагоги-организаторы спортивной и туристической работы (тренеры) | - | |
Педагоги-организаторы (руководители) школьных компьютерных (интернет-) клубов | 1-2 | |
Руководители кружков, секций, музея | - |
Примечание: Курсивом в таблице выделены должности, которые предполагается ввести в штатное расписание.
Штатное расписание ОУ должно строиться индивидуально для каждого конкретного учреждения в соответствии с имеющимися условиями.
Функциональные обязанности должностных лиц в штатном расписании, предусмотренных Программой, выглядят следующим образом.
В ведении заместителя директора по воспитательной работе остаются вопросы разработки плана мероприятий, выработка программы работы (включая перспективные линии развития секционно-кружковой работы), разработка планов и проведение конкретных мероприятий.
Психолого-педагогическое обеспечение, содействие семейному воспитанию, работа с родителями по распространению педагогических знаний осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом.
Старший вожатый обеспечивает работу школьных общественных движений и организаций, организует участие детей и подростков в социально значимой деятельности.
Организация работы ОУ в социуме, разработка и проведение общественно значимых акций и мероприятий для детей и их родителей в масштабах микрорайона возлагаются на специалиста, занимающего вводимую в штатное расписание должность педагога-организатора культурно-массовой работы в микрорайоне школы.
В связи с тем, что сегодня во всех школах Пензенской области имеются компьютеры, а также учитывая высокий интерес к работе на компьютерах у подростков, предполагается открытие на базе ОУ компьютерных или интернет-клубов, в которых молодые люди смогут заниматься под руководством педагогов. Работа таких клубов будет вестись в свободное от учебных занятий время и обеспечивать возможность занятости детей до 21.00. Для этого вводится ставка педагога дополнительного образования - организатора (руководителя) школьного компьютерного (интернет-) клуба.
Программа предполагает осуществление работы школьных спортивных залов и помещений с 8.00 до 21.00. Проведение дополнительных спортивных занятий для детей и их родителей в спортзалах (за исключением учебного времени) будет осуществляться не только школьными учителями физкультуры, но и педагогами-организаторами спортивной и туристической работы (тренерами), входящими в штат ОУ.
В каждом ОУ предусматривается разработка плана кружковой и секционной деятельности, в котором обязательно должны быть представлены блоки культурного, духовно-нравственного (возможно -- через деятельность фольклорных групп, кружков ИЗО, современного дизайна и др.), гражданско-патриотического (на основе работы школьных музеев, туристических и экологических клубов и секций), трудового воспитания. Эта работа возлагается на педагогов дополнительного образования - руководителей кружков, секций, музея. Вместо осуществления этой работы на общественных началах или за счет деления ставок педагогов дополнительного образования в небольших пропорциях между несколькими учителями эти ставки вводятся для отдельных педагогов, функциональные обязанности которых будут состоять именно в осуществлении данного направления воспитательной работы. Их деятельность следует направить на ориентацию подрастающего поколения на освоение ценностей отечественной культуры, формирование уважения к культурно-историческим традициям.
По решению учредителя ставки классных руководителей могут быть трансформированы в ставки педагогов, осуществляющих только воспитательную работу в классах - классных воспитателей (освобожденных классных руководителей).
Для интеграции деятельности учреждений общего и дополнительного образования и культуры в вопросах воспитания молодежи предусматривается создание самоуправляемой, некоммерческой общественной организации, функционирующей без образования юридического лица - Совета директоров ОУ общего и дополнительного образования и учреждений культуры в рамках Пензенской области, а также районов, городов и микрорайонов. Деятельность Совета директоров будет направлена на развитие системы воспитания детей и подростков через координацию деятельности образовательных учреждений региона и выработку перспективных линий воспитательной работы. Предполагается построить деятельность Совета директоров по вертикали: область - район - село (или город - микрорайон).
Особое место в реализации Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы отводится формированию межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи. Вопросы, связанные с осуществлением данного направления работы и механизмом ее реализации, отражены в Подпрограмме формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи, включенной в настоящую Программу.