Приоритетным направлением реорганизации и реформирования амбулаторно-поликлинической помощи населению является совершенствование первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики. Особенно это оправданно и актуально для сельского здравоохранения, имеющего ряд особенностей, связанных со спецификой социально-экономических и бытовых факторов и условий жизни в сельской местности. К числу таких факторов относятся: низкая плотность расселения жителей, отдаленность и разбросанность сел и поселков от районного центра, негативные демографические процессы (высокая общая смертность, старение населения на фоне снижения его численности), сезонный характер и особенности сельскохозяйственного труда (тяжелые климатические условия, малая механизация работ), социально-культурные традиции и т.п. Отсюда вытекают отличительные черты сельского здравоохранения: широкое использование средних медицинских работников для оказания всех видов медицинской помощи, низкая укомплектованность врачами, централизация стационарной помощи на уровне района (центральной районной больницы), максимальная децентрализация амбулаторно-поликлинической помощи населению по месту проживания (ФАПы, участковые больницы, сельские врачебные амбулатории), укоренение схемы пассивной обращаемости населения за медицинской помощью только при развитии заболевания.
Целью реформирования амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению является адаптация медицинской помощи к условиям рынка, пересмотр взаимоотношений между населением и лечебными учреждениями, внедрение новых принципов оказания первичной медико-санитарной помощи.
Развитие системы внебольничной помощи в сельской местности направлено на улучшение обслуживания отдельного человека, появление у пациентов возможности выбора вариантов получения медицинской помощи.
Особое значение имеет решение проблемы оказания медицинской помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Расширение сферы медико-социальных услуг этим категориям лиц требует организации в сельской местности при поликлиниках стационаров дневного пребывания. При этом обязательным условием является увеличение выделяемых местными органами власти ресурсов, направляемых на предупреждение заболеваний и развитие амбулаторных форм медицинской помощи.
Реализация этих требований может быть осуществлена на основе преобразования поликлиник в общие врачебные практики. Первичное звено медицинской помощи должно быть максимально приближено к населению, чтобы врач общей практики мог оказывать не только плановую, но и неотложную (экстренную) помощь, самостоятельно осуществлять диагностику на догоспитальном этапе и определять дальнейшую тактику оказания медицинской помощи, активно делегируя среднему медицинскому персоналу виды деятельности, не требующие врачебной компетенции.
В сельской местности врач общей практики будет выполнять в полном объеме наблюдение за детьми, начиная с периода новорожденности, за беременными женщинами, проводить лечение гинекологических больных, консультируя их, при необходимости, у специалистов. На сельского врача общей практики возлагается в полном объеме оказание неотложной помощи, решение о необходимости госпитализации в медицинские учреждения.
Такая реорганизация будет способствовать внедрению новых методов профилактики, диагностики и лечения, усилению личной ответственности врача общей практики за состояние здоровья прикрепленного населения, к повышению качества первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.