Жилищный фонд Пензенской области составляет 30,4 млн. кв. м общей площади жилья. В муниципальной собственности находится 31% от общей площади, в государственной - 5%, в частной - 53% .
Жилищно-коммунальное хозяйство за истекшие годы в условиях экономического кризиса и нестабильности в финансировании как отрасль экономики области было сохранено. Прирост основных фондов происходил за счет передачи в государственную и муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Затраты на жилищно-коммунальные услуги на 1 кв. м общей площади жилья составили в 2000 году - 10,01 рубля, в 2001 году - 16,75 рубля, в 2002 году - 20,2 рубля, на 01.01.2003 - 20,86 рублей.
Увеличение цен на энергоносители ведет к росту стоимости предоставляемых населению и предприятиям жилищно-коммунальных услуг.
В 2003 году доля платежей населения области на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, предоставление коммунальных услуг составляет 90% их стоимости.
Сегодня финансовое состояние предприятий отрасли остается крайне напряженным. Просроченная дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 1 января 2003 г. составляет 942 млн. рублей.
Остаточный принцип финансирования отрасли (на 2002 год при расчетной потребности в 320,3 млн. рублей предусмотрено 165,2 млн. рублей, что составляет 51,6%) и многолетние неплатежи организаций бюджетной сферы привели отрасль к критическому состоянию.
Перед отраслью стоят задачи, которые требуют решения на федеральном и республиканском уровне. Это - реструктуризация задолженности за жилищно-коммунальные услуги, привлечение инвестиций для развития коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников финансирования, мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Приоритетными направлениями реформы жилищно-коммунального хозяйства являются:
- установление дифференцированных ставок федерального стандарта уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в зависимости от сложившегося уровня реальных доходов населения;
- определение ставок по оплате жилья в зависимости от качества обслуживания;
- рост стоимости жилищно-коммунальных услуг с одновременным повышением заработной платы на предприятиях и в организациях;
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.