За последние годы в городах и районах области сложилось тяжелое положение с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1999 - 2002 годах выделено только 18 квартир при сохраняющемся количестве очередников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (275 человек по состоянию на 1 января 2003 г.).
Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрасте.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучаются 38% школьников области. В систему образования области входят 722 сельские школы (около 50% являются малокомплектными или малочисленными). В сельской школе наиболее остро ощущается недостаток учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.
Для сельских школ острой проблемой является информационная изолированность учащихся и преподавательского состава.
Необходимо решение вопроса по строительству современных малокомплектных школ, поскольку в области имеются школы, несоответствующие типовым проектам и требованиям санитарных норм.
Недостаточна интеграция образовательной информационной среды Пензенской области с общефедеральной образовательной средой, в т.ч. и по использованию в учебном процессе информационных технологий, электронных учебных материалов.
В общеобразовательных школах области не получают широкого распространения интернет-технологии в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров.
Не менее актуальной является проблема оснащения компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования для применения новых подходов в подготовке квалифицированных специалистов для предприятий региона.
Техническое творчество, являясь самым ресурсоемким направлением дополнительного образования, требующим финансовых вложений, оборудованных помещений (картодромов, кордодромов, акваторий), оказалось сегодня в очень сложном положении. Имеющаяся материально-техническая база не способна удовлетворить возрастающие потребности субъектов образовательной деятельности, что влечет к сокращению численности обучающихся, нуждающихся в целенаправленном педагогическом воздействии.