Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2004 года N 277-пП

О ЦЕЛЕВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ

_________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 26 марта 2007 года N 185-пП
_________________________________________________________________

В соответствии с Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 N 256-р, Правительство Пензенской области

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую миграционную программу Пензенской области на 2004-2006 годы.

2. Направить целевую миграционную программу Пензенской области на 2004-2006 годы на утверждение в Законодательное Собрание Пензенской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Пензенской области Р.Б. Чернова.


Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев




ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Пензенской области
от 27 мая 2004 г. N 277-пП


ЦЕЛЕВАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ


ПАСПОРТ
целевой миграционной программы Пензенской области на 2004 - 2006 годы

Наименование

-  

Целевая миграционная программа Пензенской области на 2004 - 2006 годы (далее - Программа)

Основание для разработки

-  

«Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», одобренная распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 N 256-р

Государственный Заказчик

-  

Управление по делам миграции УВД Пензенской области

Цели и задачи

-  

Целью Программы является создание системы регулирования миграционных процессов, приведение их параметров в соответствие со стратегией устойчивого социально-экономического развития Пензенской области (далее - область). Приоритетные задачи:

оптимизация объема и структуры миграционных потоков, лучшее использование потенциала мигрантов в интересах социально-экономического и демографического развития области;

совершенствование системы регистрации иностранных граждан, прибывающих на территорию области, борьба с незаконной миграцией;

предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в связи с прибытием мигрантов, в том числе из регионов повышенного эпидемиологического риска;

обеспечение приемлемых социально-бытовых условий пребывания мигрантов в области.

Сроки реализации

-  

2004 - 2006 годы

Основные исполнители Программы

-  

Управление по делам миграции УВД Пензенской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения (далее ФГСЗН) Пензенской области, Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пензенской области, Экспертно-консультативный совет при Управлении по делам миграции УВД Пензенской области, Пензенский областной комитет государственной статистики, Управление финансов Пензенской области, отдел паспортно-визовой службы УВД Пензенской области

Источники финансирования

-  

Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета производится согласно плановым назначениям Федеральной миграционной службы МВД России.

Финансирование мероприятий из бюджета Пензенской области производится по согласованию с Правительством области с учетом реальных возможностей бюджета области на соответствующий год.

Внебюджетные источники.

Ожидаемые результаты реализации Программы

-  

Создание единой и эффективно действующей системы иммиграционного контроля, сведение до минимума незаконной миграции.

Оказание более ощутимой помощи в обустройстве слабозащищенной категории вынужденных переселенцев.

Снижение санитарно-эпидемиологического риска для населения области в результате миграции.


Глава 1.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. В настоящей Программе используются понятия и термины, принятые в российском законодательстве по вопросам миграции, расшифровка понятий приведена в приложении N 1.

2. Сокращения, используемые в настоящей Программе:

УВД - Управление внутренних дел;

СНГ - Содружество Независимых Государств;

АРМ - автоматизированное рабочее место;

ТЛФ - телефон/факс;

УДМ - Управление по делам миграции;

ФМС - Федеральная миграционная служба.

3. Пензенская область находится на Восточно-Европейской равнине и занимает среднюю и западную части Приволжской возвышенности. Территория области - 43,2 тысячи квадратных километров, численность населения по состоянию на 01.01.2004 1475,5 тысячи человек. Плотность населения составляет 33,5 человек на 1 кв. км.

Область расположена в умеренном климатическом поясе, на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон. Областной центр - г. Пенза, с населением 517,8 тысячи человек, является транспортным узлом, имеет железнодорожное сообщение с Центром России, Уралом, Сибирью, Средней Азией. Автомобильные и железные дороги связывают область с Москвой, Рязанью, Самарой, Саратовом, Тамбовом, Ульяновском, Волгоградом и Нижним Новгородом. Удобное географическое положение, транспортные возможности, наличие современных систем телекоммуникаций создают благоприятные условия для всестороннего развития экономических и культурных связей с регионами России, странами дальнего и ближнего зарубежья.

По территории региона проходят основные газо- и нефтепроводы, которые связывают районы нефтедобычи с Западной Европой. Область имеет промышленно-аграрный профиль. Основные отрасли - производство дизелей, компрессоров, сельскохозяйственное и текстильное машиностроение, химическая и легкая промышленность, приборостроение, производство средств связи, стройматериалов, медикаментов, бумажное производство, пищевая промышленность и деревообработка.

Наличие свободных земель в полной мере позволяет развивать фермерские и крестьянские хозяйства. Уникальная природная среда, широкая сеть домов отдыха и здравниц, развитое транспортное сообщение привлекают в регион тысячи людей из России и зарубежья.

Миграционные процессы играют исключительно важную роль как в социально-экономической, политической, так и в духовной жизни области, а миграционная политика является одним из важнейших направлений государственной политики. К управлению миграционными процессами, вопросам борьбы с нелегальной иммиграцией приковано пристальное внимание органов государственной власти.

В 90-е годы демографическое развитие области, как и России в целом, вступило в период острейшего кризиса, охватившего все основные демографические процессы. Наблюдается тенденция сокращения численности населения.

За 2003 год общая убыль населения составила 14,2 тысячи человек. Естественная убыль населения - 13,7 тысячи человек, миграционная 560 человек.

В настоящее время каждый четвертый умирает в трудоспособном возрасте. Миграционный приток населения, который остается долгое время положительным, не компенсирует потери населения от естественной убыли.

За последние 10 лет миграционный прирост составил 65,6 тысячи человек. Основную долю - около 90% - составляют мигранты из республик бывшего СССР. Из дальнего зарубежья - около 1 %. По состоянию на 01.01.2004., на учете в Управлении по делам миграции состояло 1658 семей вынужденных переселенцев численностью 3705 человек.

В потоке вынужденной миграции из стран СНГ примерно 80% составляют выходцы из Пензенской области или люди, имевшие здесь родственные корни. Абсолютное большинство - русские. Второе место по количественному составу в потоке вынужденной миграции занимают татары, что также характерно и для постоянного населения области. Количество мигрантов, расселившихся в городской местности незначительно превышает количество расселившихся в сельской (соответственно 53 % и 47 %).

Приток мигрантов играет положительную роль в возрождении Пензенской области. Они пополняют численный состав населения, более половины мигрантов в трудоспособном возрасте, 16 % - пенсионеры. Большое количество вынужденных переселенцев расселяется в сельской местности - 47 %, что помогает снизить дефицит кадров в селах, особенно медработников, учителей, квалифицированных механизаторов.

В 2003 году на территории области работало 192 иностранных гражданина (с учетом разрешений, выданных в 2002 году, но действующих и в 2003 году). Из них граждан СНГ - 130 человека (68 %).

Эти показатели не оказывают заметного влияния на внутриобластной рынок труда.

Основную часть представителей стран дальнего зарубежья составляют граждане Турции (17 %), остальные - граждане Индии, Эстонии, Афганистана, Великобритании, КНР, ФРГ, Туркмении и Грузии. Из республик бывшего СССР преобладают граждане Армении - 44 % (занятые в основном в области строительства), Узбекистана - 24 %.

Основная часть иностранных работников - 85 % - заняты в промышленности, 14 % - в строительстве, незначительная часть занимается коммерцией. Наблюдаются периодические перепады в количестве привлеченной иностранной рабочей силы, связанные с сезонным характером сельскохозяйственных и строительных работ, а также устойчивые связи отдельных плодоовощеводческих и свеклосеющих хозяйств области с бригадами иностранных работников из Украины и Молдовы.

4. Требуется разработка целевого комплекса мер по стабилизации миграционного процесса в области. В первоочередном порядке эти меры должны включать:

- стимулирование активного участия мигрантов в процессе собственного хозяйственного обустройства, интеграции в социальную сферу, реального трудового вклада в экономическое развитие области;

- обеспечение мигрантов и, в особенности, вынужденных переселенцев рабочими местами, осуществление переподготовки, реабилитации мигрантов, создание условий для организации собственных дел, осуществление выпуска информационных материалов, позволяющих мигрантам ориентироваться в наличии вакантных рабочих мест на территории области по отраслям хозяйства, осуществление переподготовки и повышения квалификации мигрантов с помощью учебно-методического центра департамента ФГСЗН по Пензенской области, обучение основам предпринимательства, содействие самозанятости и предпринимательству, созданию крестьянских и фермерских хозяйств в местах компактного расселения мигрантов;

- льготное кредитование на обустройство со стороны государства. Это позволило бы желающим организовать собственное производство, крестьянские или фермерские хозяйства, построить жилье, хозяйственные постройки, закупить оборудование, технику для обработки земли, домашний скот;

- обеспечение мигрантов жилой площадью как для временного, так и постоянного проживания путем создания системы обеспечения жильем. Эта задача может быть осуществлена как за счет средств мигрантов, так и за счет средств федерального и областного бюджетов на строительство и приобретение готового жилья. Необходимо принять меры по созданию областного жилищного фонда для социально незащищенной категории вынужденных переселенцев, которые имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление жилья в соответствии с действующим жилищным законодательством;

- разработку совместными усилиями УДМ УВД Пензенской области и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области порядка постановки на учет в центры социальной помощи мигрантов, нуждающихся в социальной защите, предоставления мест, в установленном законодательством порядке, для размещения одиноких пенсионеров, инвалидов, престарелых семейных пар в специализированных учреждениях органов социальной защиты, предоставления социальных льгот и компенсации мигрантам, относящимся к категории лиц, имеющих право на подобные льготы на территории области, через центры социальной помощи населению; выделения земельных участков мигрантам для строительства жилья, производственной и хозяйственной деятельности; предоставления единовременной материальной помощи на каждого ребенка школьного возраста к началу учебного года особо нуждающимся семьям, имеющим несовершеннолетних детей;

- улучшение положения детей вынужденных мигрантов как наиболее социально незащищенной категории граждан. Для этого необходимо обеспечить размещение детей, прибывших без семей, в домах ребенка, в детских домах, в школах-интернатах; создать единый банк данных оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев, школ- интернатов, общежитий образовательных учреждений профессионального образования, детских дошкольных учреждений на территории области, которые могут быть использованы для временного размещения эвакуированных детей; организовать работу по выявлению семей, способных временно принять детей, потерявших родителей в межнациональных конфликтах, и оказывать этим семьям необходимую поддержку; организовать поиск родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей;

- прогнозирование величин и социально-демографических структур притока и оттока внешней миграции, в связи с чем необходимо изучить миграционные потоки, научно обосновать причины их возникновения и результат воздействия на социальную обстановку и миграционную ситуацию в области;

- выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием;

- постоянное регулирование процессов внутриобластной миграции на основе организованного привлечения населения к заселению малообжитых территорий и укреплению аграрного сектора экономики. С этой целью изучить и выявить размеры и направления внутриобластных миграционных потоков. Установить перспективные потребности сельских районов области в рабочей силе и возможности принятия переселенцев;

- выработка совместных действий органов государственной власти области, принимающих участие в регулировании миграционных процессов, для обеспечения обустройства, социальной и психологической адаптации мигрантов;

- эффективное выполнение настоящей Программы, обеспечение систематического контроля за ее осуществлением, создание организационных условий для приема и размещения вынужденных мигрантов на территории области, проведение семинаров, практических конференций по проблемам организации работы с мигрантами с участием заинтересованных сторон и исполнителей Программы, создание системы взаимного информирования всех участников исполнения Программы;

- создание базы данных о параметрах, характеризующих миграционные процессы, разработка учетных форм по сбору и обработке информации, характеризующей миграционные процессы в области, приобретение системных средств и готовых пакетов прикладных программ для оснащения УДМ УВД Пензенской области, разработка локальной сети «миграция», установление контакта с соответствующими службами государств - членов СНГ с целью изучения интенсивности потоков переселенцев, их структуры, направленности;

- создание механизма привлечения инвестиций, рационального использования выделенных бюджетных средств, повышение эффективности размещения средств, необходимых для регулирования миграционных процессов.

- возмещение расходов, связанных с приемом и обустройством мигрантов, формируется за счет средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий в рамках областной миграционной программы.


Глава II.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

Стоимость тыс. руб.

1. Расширение и усиление контроля за развитием миграционной обстановки:

1) определение объемов и структуры миграционных потоков в область по выборочной совокупности на основе данных Всероссийской переписи населения;

Пензенский областной комитет государственной статистики, УДМ УВД Пензенской области

2004-2006 годы

Без финансирования

2) представление в УДМ УВД Пензенской области сведений о мигрантах согласно компетенции

ОПВС УВД Пензенской области, департамент ФГСЗН по Пензенской области, Пензенский областной комитет государственной статистики, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пензенской области

Ежеквартально

Без финансирования

2. Обеспечение вынужденных переселенцев жильем:

участие в финансировании строительства (приобретения жилья для постоянного проживания вынужденных Переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) и имеющих право на первоочередное получение жилья или внеочередное представление жилых помещений.
* Финансирование из бюджета Пензенской области - по согласованию с Правительством области с учетом реальных возможностей бюджета области на соответствующий год.

Управление финансов Пензенской области, ФМС МВД России.

2004-2006 годы, в том числе по годам:

2004

2005

2006

*

*

*

*

3. Социальная защита вынужденных переселенцев

Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

2004-2006 годы

Без финансирования

4. Использование трудового потенциала мигрантов:

1) предоставление в Управление по делам миграции УВД Пензенской области информации о наличии вакантных рабочих мест, не пользующихся спросом у местного населения;

Департамент ФГСЗН по Пензенской области

2004-2006 годы

Без финансирования

2) содействие в трудоустройстве вынужденных переселенцев на временные работы (общественные, вахтовые, сезонные и другие);

Департамент ФГСЗН по Пензенской области

2004-2006 годы

Без финансирования

3) формирование банка данных о наличии свободных рабочих мест (с предоставлением жилья и без него)

УДМ УВД Пензенской области

ежеквартально

Без финансирования

5. Регулирование внешней трудовой миграции:

рассмотрение предложений министерств и ведомств по определению ежегодной квоты на привлечение иностранной рабочей силы на Межведомственной комиссии по миграционной политике Пензенской области

УДМ УВД Пензенской области, Управление внешних связей Правительства Пензенской области

Ежегодно - II полугодие

Без финансирования

6. Предотвращение незаконной миграции:

- подготовка предложений по совершенствованию контроля за представителями на территории области российских юридических лиц, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, вынесение наиболее актуальных вопросов на рассмотрение Межведомственной комиссии по миграционной политике Правительства Пензенской области;

УВД Пензенской области, УДМ УВД Пензенской области

2004-2006 годы

Без финансирования

- разработка предложений для ФМС МВД России по созданию единой системы иммиграционного контроля;

УДМ УВД Пензенской области. ОПВС УВД Пензенской области.

2004-2006 годы

Без финансирования

- подготовка предложений по созданию Центра временного содержания лиц, подлежащих выдворению (депортации) в соответствии с п. 9 ст. 31 Закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N115-ФЗ.

ФМС МВД России, Управление финансов Пензенской области.

Внебюджетные источники

2004-2006 годы, в том числе по годам:

2004 год

2005 год

2006 год

*

*

*

*

*Финансирование из бюджета Пензенской области по согласованию с Правительством области с учетом реальных возможностей бюджета области на соответствующий текущий год.

7. Регулирование внутриобластной миграции:

1) изучение и выявление размеров и направлений внутриобластных миграционных потоков;

УДМ УВД Пензенской области, отделения департамента ФГСЗН по Пензенской области, в городах и районах области.

2004-2006 годы

Без финансирования

2) установление перспективных потребностей сельских районов области в рабочей силе и возможностей приема переселенцев;

Отделения департамента ФГСЗН по Пензенской области, в городах и районах области

2004-2006 годы

Без финансирования

3) прогнозирование внутриобластной миграции населения с учетом схемы развития производительных сил области

УДМ УВД Пензенской области, Пензенский областной комитет государственной статистики, департамент ФГСЗН по Пензенской области, Управление экономики Правительства Пензенской области

2004-2006 годы

Без финансирования

8. Организационное обеспечение Программы:

1) выполнение мероприятий по организации приема и размещения граждан, прибывающих в Пензенскую область из зон чрезвычайных ситуаций;

УДМ УВД Пензенской области

2004-2006 годы

Без финансирования

2) обеспечение контроля за выполнением Программы;

УДМ УВД Пензенской области, Межведомственная комиссия по миграционной политике УДМ УВД Пензенской области

Постоянно

Без финансирования

3) координация практической работы органов государственной власти и органов местного самоуправления с мигрантами;

УДМ УВД Пензенской области, Экспертно-консультативный Совет при УДМ УВД Пензенской области УДМ УВД Пензенской области

Постоянно

Без финансирования

4) привлечение общественных организаций к разрешению проблем миграции; подготовка совместных проектов в отечественные и зарубежные фонды с целью получения дополнительных финансовых ресурсов (грантовая поддержка);

Постоянно

Без финансирования

5) создание системы взаимного информирования всех исполнителей программы

Постоянно

Без финансирования

9. Организационно-кадровое обеспечение УДМ УВД Пензенской области:

подготовка предложений по созданию иммиграционной инспекции в составе 15 человек для осуществления иммиграционного контроля на территории области
* - по согласованию с Правительством области с учетом реальных возможностей бюджета области на соответствующий текущий год

Управление финансов Пензенской области

2004-2006 годы, в том числе по годам:

2004 год

2005 год,

2006 год

*

*

*

*

10. Правовое обеспечение Программы:

УДМ УВД Пензенской области

Постоянно

Без финансирования

- осуществление правоприменительной практики по реализации Программы в соответствии с федеральными законами и подзаконными актами, регулирующими миграционную политику;

УДМ УВД Пензенской области, Экспертно-консультативный Совет при УДМ УВД Пензенской области

По мере необходимости

Без финансирования

- разработка предложений в Законодательное Собрание Пензенской области и Правительство Пензенской области по принятию нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование механизма реализации миграционной политики на территории Пензенской области

11. Информационное обеспечение Программы:

- выпуск информационного бюллетеня «Миграционный вестник» (периодичность - 1 выпуск в месяц, тираж 500 экз.);

УДМ УВД Пензенской области, Экспертно-консультативный Совет при УДМ УВД Пензенской области

1 выпуск в месяц

Без финансирования

- отражение проблем миграции в средствах массовой информации (пресса, радио, телевидение)

-«-

регулярно

Без финансирования

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»