ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2004 года N 65-пП
О ПРОГРАММЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2005 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 29 декабря 2005 года N 1079-пП
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и постановлением Правительства Пензенской области от 02.09.2002 N 363-пП "О подготовке граждан Пензенской области к военной службе и задачах по ее дальнейшему совершенствованию" Правительство Пензенской области
постановляет:
1.Одобрить прилагаемую программу "Патриотическое воспитание граждан Пензенской области на 2004-2005 годы" (далее - Программа).
2.Возложить на областной организационный комитет "Победа", межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию молодежи при Правительстве Пензенской области координацию деятельности органов исполнительной власти Пензенской области и организаций, участвующих в реализации Программы.
3. Министерству культуры области, Министерству образования и науки области разработать планы патриотического воспитания граждан, предусмотрев в них в том числе реализацию мероприятий, определенных Программой.
4. Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществлять в пределах средств министерств и ведомств, а также организаций, участвующих в реализации Программы.
5. Внести Программу в установленном порядке на рассмотрение в Законодательное Собрание Пензенской области.
6. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.
Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев
ОДОБРЕНА
постановлением
Правительства
Пензенской области
от 10.02.2004 N 65-пП
ПРОГРАММА
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2005 ГОДЫ"
I. Введение
Программа "Патриотическое воспитание граждан Пензенской области на 2003 -2005 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", постановлением Правительства Пензенской области от 02.09.2002 N 363-пП "О подготовке граждан Пензенской области к военной службе и задачах по ее дальнейшему совершенствованию", рекомендациями Всероссийского семинара-совещания организаторов патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 17.12.2002, г. Москва, предложениями общественных объединений, творческих союзов, религиозных концессий.
Реализация Программы будет способствовать сохранению общественной стабильности и укреплению обороноспособности страны.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Пензенской области, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.
II. Содержание проблемы и основные направления патриотического воспитания
Патриотическое воспитание - это совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития личности, побуждения ее к самосовершенствованию духовно-нравственных качеств, формирующих ее гражданственность и потребность к достойному служению Отечеству и его защите.
Сущность патриотического воспитания заключается в целенаправленной скоординированной деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, высокого чувства верности Отечеству и готовности к выполнению гражданского долга.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
История Российского государства подтверждает тот факт, что кризис в обществе можно преодолеть только при условии формирования у граждан высоких идеалов, способных утвердить у россиян цель и смысл жизни, вызвать у них активность и энтузиазм в возрождении Отечества.
Патриотизм - это любовь к Родине, Отечеству, лучшим национальным традициям.
Российский патриотизм базируется на преемственности поколений и формирует у людей духовную силу, стойкость, гордость за Отечество.
Патриотическое воспитание граждан является важнейшей государственной задачей и строится в тесной связи с деятельностью государственных учреждений, общественных объединений, научных союзов и организаций.
Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Пензенской области, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Под системой патриотического воспитания граждан понимается целенаправленная деятельность всех ветвей органов государственной власти, а также общественных институтов, основной задачей которых является формирование у граждан Российской Федерации правовой культуры, нравственного мировоззрения, дисциплинированности, высокой ответственности перед государством.
Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.
Объектами воспитательной работы являются граждане Российской Федерации.
Субъектами патриотического воспитания являются институты, наделенные определенными функциями и реализующие государственную политику в сфере патриотического воспитания граждан.
Субъектами воспитательной работы с гражданами выступают:
- общество в целом, государственные институты и учреждения;
- органы местного самоуправления;
- средства массовой информации;
- трудовые коллективы;
- общественные и религиозные объединения;
- семья;
- организаторы воспитательной работы, руководители организаций.
Основные закономерности патриотического воспитания
Соответствие целей и задач, содержания и методики патриотического воспитания типу государства, характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества.
Воспитательные последствия в зависимости от личного примера субъектов воспитания.
Выбор средств, форм и методов, адекватных целям и задачам патриотического воспитания, индивидуальным особенностям гражданина, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.
Основные принципы патриотического воспитания граждан
Государственная направленность патриотического воспитания.
Комплексный подход к воспитанию граждан с опорой на достижения практической психологии, новейших психотехнологий.
Требовательное и уважительное отношение к гражданину при опоре на положительные качества личности.
Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом индивидуально-психологических, личностных, мотивационно-волевых качеств граждан.
Единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания.
Основные направления патриотического воспитания граждан
Патриотическое воспитание граждан осуществляется в следующих направлениях:
1. Формирование государственно-правового мировоззрения. Оно включает в себя создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, значимость деятельности личности в выполнении государственных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства. Мировоззрение формируется общественными отношениями в экономической, политической, духовной и социальной сферах общества, а также системой целенаправленного воспитательного воздействия субъектов воспитательной работы с целью:
нейтрализации негативного воздействия криминальных структур и экстремистских сил;
- овладения твердыми знаниями о государственной политике;
- обеспечения высокой культуры информационного восприятия и широкого социально-правового кругозора;
формирования позитивного профессионально-нравственного облика гражданина.
2. Профессионально-деятельностное воспитание - целенаправленный процесс по формированию у личности морально-нравственных потребностей исполнения норм профессиональной этики. Оно направлено на привитие и формирование у личности уважения к своей профессии, развитие потребности в систематическом повышении профессиональной квалификации.
3. Духовно-нравственное воспитание - формирование и развитие разносторонней эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) и духовного мира личности с помощью развития способности видеть и понимать прекрасное, приобщения к художественным ценностям, воспитания культуры поведения, организации содержательного досуга.
4. Историческое воспитание - изучение и сохранение исторических традиций Пензенской области, привитие чувства гордости за историческое прошлое Отечества.
5. Формирование культуры межнациональных отношений - формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способного уважать представителей других наций и народностей.
6. Воспитание на трудовых и воинских традициях процесс развития и поддержания исторически присущего гражданам России боевого духа, беззаветной преданности своей Родине, своему народу.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан Пензенской области, формирование у них чувства верности конституционному и гражданскому долгу, готовности к его выполнению в мирное и военное время, воспитание у граждан уважения и любви к Родине, гордости за свой родной край и народ.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование системы деятельности министерств и ведомств, общественных объединений и религиозных конфессий по развитию гражданской ответственности и патриотизму;
- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного стать на защиту государственных интересов страны;
- создание системы мер по предупреждению возникновения экстремистских, националистических и религиозно-фанатических течений, развития культа насилия, пьянства и наркомании;
- разработка мер по поддержке функционирования общественных некоммерческих объединений патриотической направленности, укреплению их материально-технической базы;
- обобщение и распространение передового опыта работы общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Пензенской области;
- создание сети молодежных организаций для оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста, ветеранам труда, войны и военной службы, семьям погибших военнослужащих;
- подготовка кадров молодежных объединений;
- открытие постоянных рубрик в СМИ, посвященных патриотической тематике. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2003 - 2005 годов в два этапа:
первый - 2003 год;
второй - 2004 - 2005 годы.
На первом этапе предусматривается разработка и уточнение министерствами, ведомствами, общественными организациями планов мероприятий патриотического воспитания, согласование их по срокам и месту проведения.
На втором этапе предусматривается реализация основных задач, поставленных Программой.
IV. Система программных мероприятий
Патриотическое воспитание граждан Пензенской области осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий по реализации программы патриотического воспитания (приложение к Программе).
1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания граждан Пензенской области
В программных мероприятиях предусматривается разработка нормативного правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов патриотического воспитания, определение места, роли, социально - правового статуса, задач и функций каждого органа и организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики.
2. Совершенствование деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации
В числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания граждан Пензенской области как системы взглядов на формирование гражданина - патриота Родины в современных условиях.
Предполагается расширить полномочия межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию молодежи при Правительстве Пензенской области.
V. Механизм реализации Программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет областной организационный комитет "Победа" (далее - Комитет) Комитет:
- обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
- обсуждает представленные в Правительство Пензенской области предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации.
Функции рабочего органа Комитета по указанным вопросам возлагаются на межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию молодежи при Правительстве Пензенской области (далее - Совет).
Головными исполнителями мероприятий Программы являются Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, отдел по связям с общественностью Правительства Пензенской области, Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму, Управление молодежной политики, семьи и детства Правительства области.
Головные исполнители:
- разрабатывают планы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами - обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);
- организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации подпрограмм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- определяют источники финансирования подпрограмм исходя из максимального привлечения внебюджетных средств;
- представляют в Комитет подпрограммы, согласованные с заинтересованными органами;
- обеспечивают реализацию указанных подпрограмм.
VI. Ресурсное обеспечение Программы