Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышения надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2002 году из 468,0 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 163,2 млн. руб. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный непрозрачный характер (сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями).
Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.
Модель реформирования отрасли реализуется в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем.
Процесс реформирования идет медленно; в силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.