Темпы решения жилищно-коммунальных проблем недостаточны, это может привести к обострению социальной ситуации в области.
Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства сдерживается как внутренними сложностями установления баланса между задачами повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства и необходимостью осуществления мер социальной защиты населения, так и внешними факторами, связанными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и медленным осуществлением структурных реформ.
Требуется реконструкция и модернизация лифтового парка жилищного фонда. Необходимо заменить 40 лифтов, устаревших морально и физически. Провести диспетчеризацию 1293 лифтов. Выполнение мероприятий по замене и модернизации лифтового оборудования должно обеспечить снижение темпов старения лифтового парка и к началу 2006 года выйти на уровень, гарантирующий своевременное восстановление ресурса лифтов, отработавших нормативный срок (приложение 3).
В целом, реализация всех мероприятий программы развития лифтового хозяйства области позволит обеспечить сокращение расходов на комплексное техническое обслуживание лифтов, потери от умышленной порчи и хищений лифтового оборудования, повысить уровень безопасности при пользовании лифтом и улучшение качества услуги пользования лифтом при снижении ее стоимости.
Проведение реформы жилищно-коммунального комплекса сопровождается обеспечением социальной защиты малоимущих граждан. На предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на период реализации программы потребуется 2979,8 млн. рублей бюджетных средств (приложение 4).
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета Пензенской области и местных бюджетов.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий около 40 процентов.
В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.
В 2002 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства области составило более 13 процентов объема необходимых средств. Проблема усугубляется большим объемом накопительной задолженности, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в ЖКХ является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа (более 50 процентов), высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями теплоэнергоносителей.
Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.
В пределах финансовых возможностей бюджета и предприятий жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в течение последних 3-х лет:
- осуществлено строительство 22 блочных и мини-котельных для отделения жилищного фонда, бюджетных организаций и объектов соцкультбыта от производственных котельных и ликвидации котельных на твердом топливе;
- заменены и вновь построены 74 км тепловых сетей;
- реконструированы сооружения физико-химической очистки питьевой воды в р.п. Колышлей мощностью 3 тыс. куб. м/сут.;
- реконструированы насосные станции водопровода первого и второго подъема мощностью 3 тыс. куб. м/сут. с резервуарами - накопителями чистой воды в р.п. Колышлей;
- пробурено 7 артезианских скважин;
- заменено и вновь построено 77,6 км водопроводных сетей;
- реконструированы городские сооружения биологической очистки в г. Белинском мощностью 4,2 тыс. куб. м/сут.;
- реконструирована главная насосная станция канализации в г. Белинском;
- построена насосная станция канализации N 2 в г. Нижнем Ломове;
- проложены 2 км канализационного коллектора Д500 мм в г. Нижнем Ломове.
В целях экономии электроэнергии и продления срока службы артезианских насосов на водонапорных башнях устанавливаются приборы контроля уровня воды для автоматического управления насосами.
На вводах в дома установлено 12,6 тыс. шт. приборов учета расходования коммунальных услуг, что составляет 34 процента от потребности.
Для поквартирного учета коммунальных услуг установлено 161288 приборов учета, что составляет 32 процента от потребности.
В Пензенской области обострена проблема снабжения населения питьевой водой, наблюдается дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
В жилищной сфере не удается в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к рецидиву повсеместного административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций. По тем же причинам не удается в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами жилищной инспекции.