Недействующий

О территориальной целевой программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области (2003-2010)" (утратил силу с 01.01.2005 на основании Закона Пензенской области от 02.11.2004 N 666-ЗПО)

II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы

Приоритетными проблемами Пензенской области в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования, которые, в конечном счете, могут представлять собой угрозу экономической безопасности региона, остаются следующие.

1. Проблема химразоружения, представленная в трех ее основных аспектах: не до конца изученные и до сих пор не ликвидированные экологические последствия уничтожения химического оружия в 40-х-60-х годах на территории области; вопросы обеспечения экологической безопасности при хранении химического оружия; вопросы обеспечения экологической безопасности при строительстве и эксплуатации объекта уничтожения химического оружия.

2. Проблемы рационального использования ресурсов поверхностных вод и экологического оздоровления малых рек области и Пензенского водохранилища, в том числе связанные с: отсутствием очистных сооружений ливневой канализации городов и поселков области; высоким процентом физического и морального износа действующих очистных сооружений, как локальных, так и систем канализации; неэффективной эксплуатацией локальных очистных сооружений, отсутствием на них систем обезвоживания осадка на предприятиях, сбрасывающих стоки в общегородские коллекторы; отставанием от потребности объемов работ по строительству, ремонту и реконструкции очистных сооружений канализации, неэффективной их эксплуатацией; отсутствием, неэффективной эксплуатацией очистных сооружений животноводческих комплексов и предприятий пищевой промышленности; несоблюдением требований природоохранного законодательства в водоохранных зонах; наличием очагов загрязнения подземных вод.

3. Проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и связанные с ней проблемы улучшения качества вод питьевых водоисточников, совершенствования существующих технологий водоподготовки, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности водоразводящих сетей, недопущение нерационального использования воды, подготовленной для хозяйственно-питьевых нужд, освоение альтернативных водоисточников.

4. Проблема обеспечения экологической безопасности при обращении с производственными и бытовыми отходами, в том числе опасными. Следует признать низкими темпы развития областного рынка отходов, внедрения участков и технологий переработки и повторного использования наиболее распространенных видов отходов. Вследствие систематического недофинансирования строительство полигонов твердых бытовых отходов в районах области превратилось в хронические долгострои. Острыми остаются вопросы обеспечения экологической безопасности при эксплуатации Пензенской городской свалки, вопросы ликвидации и рекультивации несанкционированных и закрытых свалок. Пока не сформирована единая система управления отходами на региональном уровне, включающая ее государственные и негосударственные секторы.

5. Проблемы реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, радоновой опасности, воздействия электромагнитных излучений. Контроль радиационной обстановки на территории области осуществляется по ведомственной схеме в соответствии с функциональной компетенцией уполномоченных в данной сфере деятельности территориальных органов государственного управления за счет их собственных средств. Единый территориальный информационно-аналитический центр отсутствует.

6. Проблемы обеспечения благоприятной экологической обстановки в крупных городах области. В последние годы обострилась проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах выбросами автотранспорта. Автотранспорт стал приоритетным фактором негативного воздействия на качество атмосферного воздуха. В целом техногенная нагрузка на воздушный бассейн остается высокой, а ситуация по уровню загрязнения воздушного бассейна в Пензенской области из года в год остается напряженной.

Сохранению проблем в сфере урбоэкологии способствует то обстоятельство, что администрации большинства муниципальных образований, за исключением администрации города Заречного, под предлогом отсутствия средств фактически заняли пассивную позицию вопреки тому, что действующее природноресурсное, природоохранное законодательство и законодательство об органах местного самоуправления Российской Федерации достаточно четко определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В структуре администрации города Пензы специальная природоохранная муниципальная служба, курирующая реализацию этих полномочий и обеспечивающая эффективное взаимодействие с ГУПР и другими государственными органами по вопросам природопользования, отсутствует. Как результат такой негативной ситуации - целый комплекс из года в год не решаемых проблем, связанных с муниципальным природопользованием.

7. Проблема чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями. Статистика прошлых лет свидетельствует, что не исключены чрезвычайные ситуации, связанные с прохождением паводков, связанные с вероятными прохождениями ураганов, на магистральных нефтепродуктопроводах и газопроводах, на объектах хранения и реализации нефтепродуктов, на железнодорожном и автодорожном транспорте, на объектах хранения жидких отходов (прежде всего - навозосодержащих стоков), на объектах очистки сточных вод.

8. Проблемы в области охраны, восстановления и использования отдельных видов природных ресурсов, в том числе в интересах обеспечения экономической безопасности региона. В этой сфере продолжают иметь место факты несанкционированного природопользования и браконьерства.

Требуется проведение работ по восстановлению плодородия почв, предотвращению деградации земель. Актуальной остается проблема рекультивации нарушенных земель, карьеров.

Необходимо проведение полевых лесоустроительных мероприятий. В связи с этим существует опасность того, что пользование древесиной по хвойному хозяйству в объеме 212,4 тыс. куб.метров, утвержденное по материалам прошлого лесоустройства, в ближайшей перспективе может привести к истощению ресурсов хвойной древесины. В результате расчетная лесосека (годичный объем рубки) может резко сократиться. В ведении сельхозорганизаций в настоящее время находится около 100 тыс. га лесного фонда (леса бывших колхозов и совхозов). В этих лесах лесоустройство практически никогда не проводилось. Никакие лесохозяйственные мероприятия в них не осуществляются. Учет ресурсов спелой древесины отсутствует и поэтому нет расчета возможного размера лесопользования. Леса нуждаются в уходе и лесовосстановлении ценными породами. То же самое касается муниципальных лесов. Все острее становится проблема организации экономически эффективной переработки малоценной и неликвидной древесины.

Большинство городов и населенных пунктов области используют не утвержденные (прогнозные) запасы подземных вод, что создает дополнительные трудности при эксплуатации и может привести к негативным последствиям. Необходимо проведение геологоразведочных работ с подготовкой запасов подземных вод по промышленным категориям всех районных центров области.

Остро для области стоят вопросы сохранения и рационального использования ресурсов биоразнообразия, редких и исчезающих видов животных и растений и их мест обитания, формирования экологического каркаса территории области.

9. Отдельную проблему составляет, с одной стороны, относительно высокий уровень экологических правонарушений, с другой - ограниченные возможности Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области в части осуществления госконтроля в связи со штатными ограничениями. Общий уровень природоохранных правонарушений продолжает оставаться высоким. Это свидетельствует о низком уровне экологической культуры природопользователей.

10. Проблема обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Более 40 процентов гидротехнических сооружений требуют их ремонта и реконструкции, в первую очередь, аварийно-опасные - 200 ед., аварийно-опасные многокаскадные.

11. Вызывает тревогу низкий уровень экологической культуры населения, природопользователей.

Все эти и другие проблемы находятся в центре внимания органов власти и управления Пензенской области. В последние годы интенсивно формируется территориальная нормативная правовая база в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Впервые в истории органов исполнительной власти Пензенской области в структуре Правительства Пензенской области сформирован специальный отдел охраны окружающей среды, природопользования и конвенциальных проблем. Достаточно конструктивным представляется и взаимодействие Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти - Государственной санитарно-эпидемиологической службой Пензенской области, Пензенской областной инспекцией по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыбоводства, Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пензенской области, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области и другими.

Экологическая политика, реализуемая на территории Пензенской области, в целом соответствует государственной экологической политике Российской Федерации, реализуемой МПР России.

Программа рассчитана на период с 2003 по 2010 год. На I этапе (2003-2004 годы) осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды с целью стабилизации уровня ее загрязнения, по охране и воспроизводству минеральных, лесных, водных и других природных ресурсов для обеспечения потребностей экономики и населения области.

На II этапе (2005-2010 годы) будут осуществлены мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей природной среды с целью улучшения ее состояния и работы по обеспечению устойчивого воспроизводства природных и сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих потребности.