Подпрограмма "Минерально-сырьевые ресурсы" разработана для обеспечения регулирования всех видов работ и направлений по геологическому изучению недр, воспроизводству минерально-сырьевой базы и охраны недр Пензенской области, определения масштабов и сроков их проведения с учетом прогнозов социально-экономического развития области.
Минерально-сырьевая база области в период перестройки экономики оказалась в сложном положении. Реализация территориальной подпрограммы развития минерально-сырьевой базы и геологического изучения территории Пензенской области осуществлялась в условиях резкого спада производства, ограниченности финансирования геологоразведочных работ, низкой инвестиционной активности. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета резко снизился, а финансирование за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в бюджете области, составляло 10-15 процентов потребности. Впервые за годы экономических преобразований относительно стабильное финансирование геологоразведочных работ было осуществлено в 1999-2002 годах, что позволило нарастить объемы этих работ.
Следует отметить, что реформирование в 1993 году органов управления государственным фондом недр и создание территориальных служб управления в сфере геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, использования и охраны недр позволило добиться положительных сдвигов в геологическом изучении и охране недр области:
- возобновились поисковые работы на нефть, в результате которых подготовлено под поисковое бурение семь перспективных структур и открыто Алексеевское месторождение нефти, привлечено инвестиций на сумму более 65 млн. рублей;
- проведена ревизия и составлен каталог месторождений торфа и сапропеля;
- выполнена геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых, проведена их ревизия и издана книга "Минерально-производственный комплекс Пензенской области";
- в несколько раз увеличена опорная государственная наблюдательная сеть за состоянием и режимом подземных вод, начато создание территориальной и объектной сетей наблюдательных скважин; проведено обследование и впервые в области оборудованы пункты наблюдений за экзогенными геологическими процессами;
- впервые для территории области составлен и подготовлен к изданию комплект карт геологического содержания масштаба 1:500000 и на их основе издан "Геологический атлас Пензенской области";
- составлены и подготовлены к изданию государственные геологическая и гидрогеологическая карты масштаба 1:200000, центральной части области на площади около 10000 кв.км.
Недостаток финансирования обусловил невыполнение "Территориальной программы развития минерально-сырьевой базы и геологического изучения территории Пензенской области в 1992-1997 гг." по объемам производства основных видов геологоразведочных работ и, как следствие, невыполнение целого ряда программных заданий.
Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы области, основными из них являются:
- дефицит отдельных видов минерального сырья (сырье для производства высоколиквидных строительных изделий), обусловленный, с одной стороны, отсутствием месторождений качественного сырья (глина, крупнозернистый песок, сырье для производства высокомарочного щебня), с другой - неосвоенностью подготовленной сырьевой базы или слабой геологической и поисковой изученностью (нефть, титан, цирконий, фосфориты) территории области;
- невыполнение программных заданий по поискам нерудных полезных ископаемых для обеспечения потребности области в строительных материалах и агрохимическом сырье;
- низкие темпы подготовки запасов защищенных в экологическом отношении подземных вод для питьевого водоснабжения. До настоящего времени города Пенза, Заречный используют для водоснабжения поверхностные, незащищенные от загрязнения воды Сурского водохранилища, подавляющее большинство районных центров работают на водозаборах, запасы которых не прошли государственную апробацию;
- низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки полезных ископаемых сдерживают освоение разведанных месторождений;
- низкая конкурентоспособность ряда разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в оценку обеспеченности области минеральными ресурсами.
Цели, основные задачи и система мероприятий подпрограммы
Цели подпрограммы - устойчивое, сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы области для текущих и прогнозируемых потребностей (включая экспортные) экономики в минерально-сырьевых ресурсах.
Основными задачами подпрограммы являются:
- удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического и строительного комплексов) в минеральном сырье;
- улучшение платежного баланса области и социально-экономической обстановки за счет развития добывающей и перерабатывающей отраслей экономики.
Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов предусмотрено осуществлять в объемах, обеспечивающих потребности развития добывающих отраслей в соответствии с прогнозами развития топливно-энергетического и строительного комплексов и удовлетворения потребностей области в местном минеральном сырье.
Таблица 1
Прогноз добычи углеводородного сырья
(тысяч тонн) | |||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2010 год | |
Добыча нефти | 90,0 | 100,0 | 105,0 | 110,0 | 150,0-200,0 |
Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:
- изучение и воспроизводство ресурсного потенциала недр для обеспечения текущих и перспективных потребностей страны и области в минеральном сырье;