Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 ноября 2003 года N 552-ЗПО


О территориальной целевой программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области (2003-2010)"  

______________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
 Закона Пензенской области от 2 ноября 2004 года N 666-ЗПО
______________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
26 ноября 2003 года

Статья 1

Утвердить прилагаемую территориальную целевую программу "Экология и природные ресурсы Пензенской области (2003-2010)".

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.


Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев


г. Пенза
27 ноября 2003 года
N 552-ЗПО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 27 ноября 2003 года N 552-ЗПО

ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Пензенской области
от 12 августа 2003 года N 344-пП

          

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экология и природные ресурсы Пензенской области (2003-2010)"  

                   

Паспорт
территориальной целевой программы "Экология и природные ресурсы
 Пензенской области (2003-2010)"

1. Наименование Программы

-

Территориальная целевая программа "Экология и природные ресурсы Пензенской области (2003-2010)" (далее - Программа)

     

2. Перечень подпрограмм

-

"Минерально-сырьевые ресурсы"
"Леса"
"Водные ресурсы и водные объекты"

"Отходы"
"Поддержка особо охраняемых природных территорий"
"Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений"

"Возрождение Волги"
"Регулирование качества окружающей природной среды"

3. Государственный заказчик-координатор Программы

-

Правительство Пензенской области


4. Государственный заказчик-координатор подпрограмм

-

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области

     

5. Разработчики Программы

-

от Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области (далее - ГУПР):

- геологическая служба ГУПР;

- водная служба ГУПР;

- лесная служба ГУПР;

- экологическая служба ГУПР;

- ФГУ "Пензенский территориальный центр геологической информации;

- Государственный заповедник "Приволжская лесостепь"

6. Цели и задачи Программы

-

основные цели Программы - сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области и страны в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Основными задачами являются:

- обеспечение потребностей экономики области и страны в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного использования;

- осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды;

- обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия;

- повышение эффективности лесовосстановительных мероприятий;

- обеспечение охраны лесов от пожаров и защита их от вредителей;

- предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;

- осуществление водоохранных мероприятий и контроля за состоянием водных объектов;

- решение проблем Пензенской городской свалки и формирование системы утилизации и обезвреживания отходов;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;

- развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия;

- формирование государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;

- реализация мероприятий по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду

7. Сроки реализации Программы

-

2003-2010 годы
I этап - 2003-2004 годы
II этап - 2005-2010 годы

8. Исполнители мероприятий Программы

-

научные и производственные организации в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

9. Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования на 2003-2010 годы - 3173,13 млн. рублей; в том числе на I этапе - 773,65 млн. рублей.

Источники финансирования - средства федерального бюджета, предусматриваемые на реализацию Программы, - 1462,63 млн. рублей; средства бюджета Пензенской области, необходимые для реализации Программы, - 859,37 млн. рублей; средства внебюджетных источников, необходимые для реализации Программы, - 851,13 млн. рублей.

Затраты по подпрограммам:
"Минерально-сырьевые ресурсы" - 392,4 млн. рублей, в том числе 88,2 млн. рублей за счет федерального бюджета, 37,2 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области, 267,0 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников;
"Леса" - 1497,98 млн. рублей, в том числе 590,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 340,02 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области, 567,46 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников;
"Водные ресурсы и водные объекты" - 131,3 ммлн.рублей, в том числе 62,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 68,8 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области;

"Отходы" - 231,1 млн. рублей, в том числе 226,9 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области, 4,2 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников;
"Поддержка особо охраняемых природных территорий" - 14,44 млн. рублей, в том числе 6,63 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 6,0 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области, 1,81 млн. рублей - за счет средств внебюджетных источников;
"Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений" - 38,99 млн. рублей, в том числе 31,1 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области; 7,89 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников;
"Возрождение Волги" - 851,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 714,8 млн. рублей, 136,7 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области;
"Регулирование качества окружающей природной среды" - 15,42 ммлн.рублей, в том числе 12,65 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области, 2,77 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников

10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

в области обеспечения экономики Пензенской области основными видами природных ресурсов:

1) по минерально-сырьевым ресурсам:

- прирост ресурсного потенциала углеводородного сырья (20,0 млн. тонн), а также твердых полезных ископаемых ценностью до 500,0 млн. рублей;

- прирост запасов нефти (до 5 млн. тонн) ценностью до 15,0 млрд рублей, а также подземных вод объемом 200,0 тыс. куб.м/сут.;

- достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых;

2) по лесным ресурсам:

- лесовосстановление на площади 23,1 тыс. га;

- улучшение породного состава лесонасаждений на площади 24,2 тыс. га;

- создание ежегодно лесных культур дуба на площади 150 га;

- проведение рубок ухода за лесом в молодняках на площади 96,1 тыс. га;

- уменьшение опасности лесных пожаров.

3) по водным ресурсам:

- повышение водообеспеченности населения и отраслей экономики;

- предотвращение развития водной эрозии, оползней и разрушения берегов водных объектов;

- предотвращение затопления и подтопления территорий и объектов экономики во время паводков;

- повышение безопасности гидроузлов и гидротехнических сооружений;

в области охраны окружающей природной среды:

- снижение сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и объемов складируемых отходов;

- оздоровление экологической обстановки;

- создание системы государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления, ввод в эксплуатацию опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида отходов;

- развитие системы заповедников и национальных парков;

- сохранение редких и исчезающих видов животных и растений

11. Контроль за реализацией Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Пензенской области. Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области.

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Пензенская область не входит в число регионов России с высокоразвитой добывающей промышленностью. Она бедна месторождениями с ценными полезными ископаемыми. Тем не менее, на территории области разведаны месторождения ряда неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности.

На территории области разведаны месторождения полезных ископаемых: нефти, торфа, известняков, доломитов, мергелей, мела, песчаника, опоки, трепела, фосфоритов, песков - глауконитовых, строительных, формовочных, стекольных, для производства силикатного кирпича, глин керамических и тугоплавких, минеральной краски, пресных и минеральных подземных вод, мореного дуба. Выявлены проявления цеолитов, фосфоритов.

Основным эксплуатируемым в области сырьем являются месторождения общераспространенных полезных ископаемых (строительные пески и камни, кирпично-черепичное сырье). Следует отметить, что качество строительного сырья довольно низкое. Щебень, получаемый из песчаников, опоки, известковых пород, в основном не превышает марки 200-300 и редко выше марки 25 по морозостойкости. Используется он при строительстве неответственных объектов и на подсыпки. Строительные пески почти все по одному-двум показателям не проходят по ГОСТам и тоже используются по тем же направлениям, как и строительные камни. В области явно не хватает геологоразведочных работ по поискам и разведке качественных месторождений строительных материалов.

Интенсивно эксплуатируются в области минеральные и минерально-лечебные подземные воды. Широко также используются для хозяйственно-питьевых и производственных целей пресные подземные воды. Более 900 хозяйств и предприятий различных форм собственности имеют эксплуатационные скважины. В то же время областной центр г. Пенза снабжается питьевой водой из поверхностного источника - Сурского водохранилища, в борту которого расположены склады химического оружия. Добывающие организации извлекают до 200 тыс.куб.м/сутки пресных подземных вод, при этом на участках с утвержденными запасами только 45,6 тыс.куб.м/сутки.

Запасы подземных вод по промышленным категориям утверждены по 6 месторождениям (согласно новому классификатору), расположенным около городов Каменка, Кузнецк и Пенза. В городе Нижнем Ломове проведены поисковые работы и разведаны запасы подземных вод по категории С2, т.е. большинство городов и населенных пунктов области использует неутвержденные (прогнозные) запасы подземных вод, что создает дополнительные трудности при эксплуатации и может привести к негативным последствиям. Необходимо проведение геологоразведочных работ с подготовкой запасов подземных вод по промышленным категориям всех райцентров области и областного центра.

В 1995-2002 годы, несмотря на экономические трудности, на территории Пензенской области проводились геологические работы, велась добыча твердых полезных ископаемых, пресных и минеральных вод, нефти. Получен прирост прогнозных ресурсов стекольных и глауконитовых песков, диатомитов, фосфоритов, нефти. Но в целом данные работы требуют активизации и оптимизации исходя из реальных потребностей экономики области.

Водные ресурсы Пензенской области слагаются из речного стока, из вод, накопленных в прудах и водохранилищах, из вод, накопленных в природных водоемах (озерах), из грунтовых вод верхних горизонтов, связанных с речным стоком, и из вод более глубоких артезианских бассейнов.

Реки Пензенской области относятся к бассейнам двух крупных рек Европейской территории Российской Федерации - Волжскому (72 процента водосборной площади или 31,2 тыс. кв.км) и Донскому (28 процентов водосборной площади или 12,1 тыс. кв.км). Водораздел между этими бассейнами в пределах Пензенской области проходит по Керенско-Чембарской возвышенности.

Речной сток ручьев и рек, которых насчитывается в области 2746 единиц общей протяженностью 15458 км (в том числе 302 реки длиной свыше 10 км с общей протяженностью 8145 км), ориентировочно оценивается в 5-5,5 куб.км (млрд куб.метров) и формируется поверхностными и частично почвенно-грунтовыми водами, т.е. в основном весенним половодьем и родниками, которых на территории области насчитывается около 1500-2000 шт., часть из них являются памятниками природы.

Питание рек на 87 процентов осуществляется за счет местного стока и только на 13 процентах за счет притока воды из соседних областей. Все реки равнинные, обладают широкими поймами. Питание их смешанное: преимущественно снеговое (60 процентов), отчасти грунтовое (2,3 процента) и дождевое (17 процентов). За период весеннего половодья, которое начинается в первой декаде апреля и заканчивается в середине мая, проходит более 60 процентов годового объема стока.

Весенний подъем воды не превышает 3-5 метров. Во время особо высоких половодий на реках наблюдаются наводнения, возможно затопление населенных пунктов, хозяйственных объектов и нанесение ущерба.

Летом и зимой водность рек значительно уменьшается, наступает межень - питание рек осуществляется в основном только за счет грунтовых вод.

Устойчивый ледовый покров обычно образуется во второй половине ноября. Отклонения в ту или иную сторону бывают от 15 до 35 дней. Мощность льда от 0,5 до 0,7 метра, а в отдельные малоснежные зимы до 1,5 метра.

Речная сеть области представлена бассейнами рек Суры, Мокши, Выши, Хопра и Вороны.

При достаточно большой разветвленности речной сети водные ресурсы рек Пензенской области невелики, так как почти все они берут свое начало и оканчиваются в пределах области, имеют небольшую длину и незначительные расходы воды. Даже такие крупные для Пензенской области реки, как Сура, Мокша, Хопер, Ворона, Вад, Выша проходят здесь только своими маловодными верховьями и становятся полноводными уже за пределами области. По водообеспеченности поверхностные источники Пензенской области беднее рек соседних регионов. Все реки области из-за незначительной глубины несудоходны, однако полного исчезновения рек за последние 15 лет не отмечено.

Для централизованного водоснабжения используются только реки Сура и Колышлей.

С учетом описанных выше гидрологических особенностей рек существующая антропогенная нагрузка на водные экосистемы Пензенской области становится для них критической, что требует реализации комплекса взаимоувязанных водоохранных и водохозяйственных мероприятий.

Леса покрывают 22,2 процента территории области, около 15 процентов составляет луговая и степная растительность, около 2 процентов кустарники и растительность болот. Видовая численность высших растений составляет около 1200 видов. В список редких и исчезающих видов животных и растений для Красной книги Пензенской области занесены 182 вида растений и 46 видов грибов.

По численности и распространению виды растений и животных крайне неоднородны. Виды, биологические особенности которых соответствуют природным условиям зон широколиственных лесов и луговых степей, обильны и широко распространены. Редкими и малочисленными являются реликтовые виды, которые сохранились в немногих местах от прошлых периодов, имевших другие климатические условия. Из-за рассеянного распространения и малой численности редкие виды растений и животных очень уязвимы: даже небольшие изменения среды могут вызвать их вымирание. Многие виды растений стали редкими в результате нерационального хозяйственного использования растительности. Вырубка лесов, распашка степей и лугов, нерегулируемый выпас скота и сенокошение привели к резкому сокращению численности и вымиранию не только редких видов, но и ранее широко распространенных.

В связи с высоким плодородием почв (черноземы занимают 50,6 процента площади области) для региона характерна высокая распаханность (более 50 процентов). Это значит, что природные экосистемы на этих территориях полностью заменены агроэкосистемами, что в итоге существенно сказывается на состоянии растительного биоразнообразия. Степная биота на территории региона находится в критическом состоянии. Не лучше обстоит дело с лесными сообществами. Хотя леса составляют более 22 процентов территории региона, большая их часть представляет собой вырубки различной стадии восстановления и лесные культуры. В связи с этим биоразнообразие лесов также находится под угрозой. Особую тревогу вызывают дубравы, где происходит стремительное сокращение численности главной лесообразующей  породы - дуба.

На территории области насчитывается 316 видов позвоночных животных, в том числе земноводных - 10, пресмыкающихся - 8, птиц - 200, млекопитающих - 68. 106 видов позвоночных животных, занесены в Красную книгу Пензенской области (список для Красной книги), в том числе земноводных - 2, пресмыкающихся - 2, птиц - 78, млекопитающих - 13. Всего видов позвоночных животных, не отнесенных к объектам охоты и не занесенных в Красную книгу, - 135, в том числе земноводных - 8, пресмыкающихся - 6, птиц - 91, млекопитающих - 30. Всего видов животных, отнесенных к объектам охоты, - 56, в том числе птиц - 31, млекопитающих - 25. На территории Пензенской области обитают более 30 видов рыб, из них 5 редких.

Все эти виды нуждаются в охране, организованной в форме комплекса природоохранных мероприятий, разработанных на основе системного подхода.

Одной из форм охраны ресурсов биоразнообразия является формирование сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

Общая площадь особо охраняемых территорий составляет 512,566 тыс.га  или 11,9 процента площади территории Пензенской области. В их числе 8,3 тыс. га государственного природного заповедника "Приволжская лесостепь", 14 охотничьих заказников на площади 104,5 тыс. га, прибрежные и водоохранные зоны рек и водохранилищ - 28,3 тыс. га, государственные лесные полосы - 1,5 тыс. га, леса, выполняющие санитарно-гигиенические функции, - 92,6 тыс. га, генетические резерваты - 1,154 тыс. га, особо ценные земли с содержанием гумуса 9 процентов и более - 120,0 тыс. га, противоэрозионные леса - 57,2 тыс. га, 87 памятников природы, в том числе 32 водных памятника, 46 - ботанических. Имеется 4 дендрологических парка и 5 памятников садово-паркового искусства. Из них общая площадь ООПТ, имеющих заповедный режим (заповедник и памятники природы), - менее 1 процента территории области (при норме не менее 3 процентов).

Пензенская область в аспекте экологической обстановки пока продолжает выгодно отличаться от ряда других субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствуют сравнительные данные ежегодных докладов о состоянии и об охране окружающей природной среды Российской Федерации и Пензенской области. Однако и для Пензенской области характерно наличие острых проблем, которые требуют безотлагательного решения. При этом необходимо учитывать, что их сохранению и обострению в существующих условиях продолжают способствовать такие факторы, как сложное финансово-экономическое положение большинства природопользователей, относительно низкий уровень жизни основной части населения, связанный с посткризисными явлениями в экономике, производственная нестабильность предприятий, низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов, увеличение процента физического и морального износа технологического оборудования, в том числе природоохранного назначения, несовершенство природоохранной законодательной базы, отсутствие четко определенной долгосрочной экологической политики на федеральном и региональном уровнях, низкий уровень экологической культуры большей части населения, руководителей предприятий, а также отдельных лиц, принимающих решения, и другие.

Следует отметить, что в течение последних 10-13 лет существенных изменений экологической обстановки на территории Пензенской области не произошло, даже несмотря на снижение физических объемов производства за этот период в целом и снижение общей антропогенной нагрузки на экосистемы. Это определено не только нарушением способности экологических экосистем к самовосстановлению, но и вышеназванными факторами. Несмотря на предпринимаемые действия со стороны природоохранных органов, объемы реализации природоохранных мероприятий также существенно не увеличиваются. Большинство из реализуемых природопользователями мероприятий продолжает носить чисто организационно-технический (косметический) характер, они не направлены на радикальную экологизацию существующих производств и технологий. Снизился уровень значимости в общественном сознании населения и лиц, принимающих решения, приоритетов экологических в сравнении с приоритетами социально-экономическими. Все более широкое распространение получают ошибочные взгляды, соответственно которым проблемы обеспечения экологической безопасности рассматриваются как обособленно-самостоятельный вид проблем, решение которых связано только с дополнительными расходами. При этом не учитывается то, что в силу интегрирующего характера экологии как практической предметной области формирование и реализация стратегии социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях и государственная политика в области обеспечения экологической безопасности должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

При этом вследствие дефицита и нерегулярности финансирования, несистемного использования внебюджетных источников эти мероприятия недостаточно увязаны друг с другом в долгосрочной перспективе. Вот почему актуальной является задача разработки и утверждения комплекса программных мероприятий по Пензенской области в рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".

II. Цель, основные задачи и сроки реализации Программы

Приоритетными проблемами Пензенской области в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования, которые, в конечном счете, могут представлять собой угрозу экономической безопасности региона, остаются следующие.

1. Проблема химразоружения, представленная в трех ее основных аспектах: не до конца изученные и до сих пор не ликвидированные экологические последствия уничтожения химического оружия в 40-х-60-х годах на территории области; вопросы обеспечения экологической безопасности при хранении химического оружия; вопросы обеспечения экологической безопасности при строительстве и эксплуатации объекта уничтожения химического оружия.

2. Проблемы рационального использования ресурсов поверхностных вод и экологического оздоровления малых рек области и Пензенского водохранилища, в том числе связанные с: отсутствием очистных сооружений ливневой канализации городов и поселков области; высоким процентом физического и морального износа действующих очистных сооружений, как локальных, так и систем канализации; неэффективной эксплуатацией локальных очистных сооружений, отсутствием на них систем обезвоживания осадка на предприятиях, сбрасывающих стоки в общегородские коллекторы; отставанием от потребности объемов работ по строительству, ремонту и реконструкции очистных сооружений канализации, неэффективной их эксплуатацией; отсутствием, неэффективной эксплуатацией очистных сооружений животноводческих комплексов и предприятий пищевой промышленности; несоблюдением требований природоохранного законодательства в водоохранных зонах; наличием очагов загрязнения подземных вод.

3. Проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и связанные с ней проблемы улучшения качества вод питьевых водоисточников, совершенствования существующих технологий водоподготовки, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности водоразводящих сетей, недопущение нерационального использования воды, подготовленной для хозяйственно-питьевых нужд, освоение альтернативных водоисточников.

4. Проблема обеспечения экологической безопасности при обращении с производственными и бытовыми отходами, в том числе опасными. Следует признать низкими темпы развития областного рынка отходов, внедрения участков и технологий переработки и повторного использования наиболее распространенных видов отходов. Вследствие систематического недофинансирования строительство полигонов твердых бытовых отходов в районах области превратилось в хронические долгострои. Острыми остаются вопросы обеспечения экологической безопасности при эксплуатации Пензенской городской свалки, вопросы ликвидации и рекультивации несанкционированных и закрытых свалок. Пока не сформирована единая система управления отходами на региональном уровне, включающая ее государственные и негосударственные секторы.

5. Проблемы реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, радоновой опасности, воздействия электромагнитных излучений. Контроль радиационной обстановки на территории области осуществляется по ведомственной схеме в соответствии с функциональной компетенцией уполномоченных в данной сфере деятельности территориальных органов государственного управления за счет их собственных средств. Единый территориальный информационно-аналитический центр отсутствует.

6. Проблемы обеспечения благоприятной экологической обстановки в крупных городах области. В последние годы обострилась проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах выбросами автотранспорта. Автотранспорт стал приоритетным фактором негативного воздействия на качество атмосферного воздуха. В целом техногенная нагрузка на воздушный бассейн остается высокой, а ситуация по уровню загрязнения воздушного бассейна в Пензенской области из года в год остается напряженной.

Сохранению проблем в сфере урбоэкологии способствует то обстоятельство, что администрации большинства муниципальных образований, за исключением администрации города Заречного, под предлогом отсутствия средств фактически заняли пассивную позицию вопреки тому, что действующее природноресурсное, природоохранное законодательство и законодательство об органах местного самоуправления Российской Федерации достаточно четко определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В структуре администрации города Пензы специальная природоохранная муниципальная служба, курирующая реализацию этих полномочий и обеспечивающая эффективное взаимодействие с ГУПР и другими государственными органами по вопросам природопользования, отсутствует. Как результат такой негативной ситуации - целый комплекс из года в год не решаемых проблем, связанных с муниципальным природопользованием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»