На протяжении последних лет органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены строить свою деятельность в условиях систематического недофинансирования из федерального бюджета на неотложные потребности уголовно-исполнительной системы.
Хронический дефицит средств на финансирование расходов, связанных с содержанием осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы, поддержанием на необходимом уровне оснащенности подразделений и объектов системы вооружением, инженерно-техническими средствами охраны, средствами связи, автотранспортом, не позволяет обеспечить в полном объеме выполнение задач, возложенных на органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая реальное состояние федерального бюджета, ожидать в ближайшее время коренного улучшения положения дел с финансовым и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений Управления исполнения наказаний вряд ли возможно без оказания помощи со стороны законодательного и исполнительных органов государственной власти Пензенской области.
В результате частичной потери ранее существовавших кооперированных связей с промышленными предприятиями области и сокращения потребительского спроса на выпускаемую продукцию, предприятия учреждений уголовно-исполнительной системы, которые могли бы удовлетворить неотложные нужды области, оказались в сложном финансовом положении.
Переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства в части обязательного привлечения спецконтингента к труду, потребовал изменения существующей структуры и форм трудового использования осужденных. На 90 процентов снизился удельный вес организаций области, работавших с предприятиями уголовно-исполнительной системы по кооперации или использовавших труд осужденных на контрагентских объектах.
Большинство предприятий уголовно-исполнительной системы отличается наличием устаревших основных фондов. Доля оборудования, имеющего полный износ, достигла 30 процентов, эксплуатируемого более 15 лет составляет 50 процентов. Систематическое недофинансирование федеральным бюджетом расходов на содержание осужденных привело к отвлечению из производства учреждений Управления исполнения наказаний собственных оборотных средств (задолженность бюджетного сектора производственному составляет 6 млн рублей).
Отсутствие средств не позволяет провести техническое переоснащение и модернизацию существующих производственных мощностей, освоить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, реализовать перспективные инвестиционные проекты.
Несмотря на то, что в течение последних лет численность неработающих осужденных существенно сократилась, заработная плата трудозанятого спецконтингента не позволяет в полном объеме компенсировать затраты на его содержание.