Целью раздела является формирование модели развития сферы торговли и услуговой деятельности в сельских муниципальных образованиях, гарантирующей последовательное повышение уровня обслуживания и рост благосостояния сельских жителей, обеспечение возможностей приобретения товаров и услуг по месту жительства.
Рынки розничных продаж в сельской местности Пензенской области - это рынки с географическими границами, как правило, совпадающими с административными границами одного, в некоторых случаях, нескольких расположенных недалеко друг от друга населенных пунктах.
Развитие конкуренции на рынке розничных продаж в сельской местности Пензенской области идет крайне низкими темпами. Это объясняется несколькими причинами: жестким ограничением платежеспособности населения, высокими транспортными издержками.
При более низкой платежеспособности населения в сельской местности цены на большинство товаров, в том числе и продовольственных, выше городских. В большинстве населенных пунктов по розничной продаже доминируют предприятия системы облпотребсоюза. Реальной альтернативой системе облпотребсоюза становится малое предпринимательство. В то же время материально-техническая база сельских магазинов частных предпринимателей крайне слабая, в основном представлена палатками, киосками, помещениями, взятыми в аренду от сельхозформирований.
Для развития торгового и бытового обслуживания сельского населения Пензенской области предусматриваются:
- создание условий государственной поддержки для инвестирования и кредитования субъектов хозяйствования, осуществляющих развитие торгового и бытового обслуживания сельского населения в форме субсидирования части процентной ставки по привлеченным на эти цели коммерческим кредитам;
- формирование рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения путем создания торгово-заготовительных комплексов, перевода каждого сельского магазина в режим работы магазин - заготовительный пункт, ориентированных на закупку у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, грибов, изделий народных промыслов;
- максимальная переработка по месту закупаемой продукции, восстановление работы скотобойных пунктов;
- организация эффективных схем товародвижения, в том числе за счет расконсервации ранее закрытых в сельской местности предприятий торгово-бытового обслуживания, активизации современной передвижной торговли для обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
- расширение оборота общественного питания на основе развития сети предприятий быстрого обслуживания, открытия кафетериев в предприятиях розничной торговли, сельских кафе на 20 - 30 мест, столовых и буфетов в сельских образовательных учреждениях;
- создание в сельских муниципальных образованиях малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции (мельниц, крупорушек, зернодробилок, мини-пекарен, маслобоек, пунктов по приему молока от населения).
Реализация мероприятий позволит: повысить территориальную доступность товаров и услуг сельским жителям, расширить предложение товаров и услуг, реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания, сократить потери времени сельских жителей на приобретение товаров и услуг, сблизить условия реализации денежных доходов в городе и на селе, создать новые рабочие места и обеспечить занятость населения.