(с изменениями на 28 июня 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 13 октября 2008 года на основании
Закона Пензенской области от 25 сентября 2008 года N 1584-ЗПО
____________________________________________________________________
_____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пензенской области от 7 июня 2002 года N 369-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 2, 25.06.2002);
Законом Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 460-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 5, 24.04.2003) (действует с 23 апреля 2003 года);
Законом Пензенской области от 26 июня 2003 года N 495-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 10, 15.07.2003);
Законом Пензенской области от 3 декабря 2004 года N 705-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 20, 17.12.2004) (вступает в силу с 1 января 2005 года);
Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 821-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 16, 15.07.2005) (вступает в силу с 1 января 2006 года).
_____________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
27 марта 2001 года
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в связи с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, а также защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, формы и способы государственного контроля качества обслуживания и регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, надлежащие условия проживания граждан путем предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
Субъекты права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, жилищный фонд (собственники) - Российская Федерация, Пензенская область, муниципальные образования, юридические лица и граждане.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства - сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, предназначенные для осуществления процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированный жилищный фонд (жилые помещения: в общежитиях, маневренного фонда, в домах социального обслуживания населения, для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами и др.), служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания и соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 821-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Организации основного производства - юридические лица (государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества и хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, иные юридические лица других организационно-провавых форм) непосредственно обслуживающие объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Инженерная инфраструктура - комплекс сооружений технологического цикла, инженерных сетей водо-, тепло-, электро-, газоснабжения и лифтового хозяйства, предназначенный для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, являющихся субъектами хозяйствования и исполнителями по производству услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Потребитель жилищно-коммунальных услуг - лица, приобретающие по договору услуги для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В жилищном секторе потребители товаров и услуг:
а) в многоквартирном доме - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 821-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Абзац утратил силу с 1 января 2006 года - Закон Пензенской области от 28 июня 2005 года N 821-ЗПО. - См. предыдущую редакцию.
Служба единого заказчика жилищно-коммунальных услуг - муниципальное унитарное предприятие либо управляющая организация, наделенная полномочиями для формирования муниципального заказа на выполнение работ и оказания услуг жилищно-коммунального назначения и заключающая с предприятиями-подрядчиками и потребителями различных форм собственности договоры на конкурсной основе на содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и оказание услуг потребителям. При численности населения до 50 тысяч человек функции заказчика могут возлагаться на органы местного самоуправления.
Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 821-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги - ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями жилищно-коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 821-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Нормативы потребления коммунальных услуг - государственный минимальный социальный стандарт, характеризующий объективно необходимый минимальный объем и качество предоставляемых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения. В пределах указанного норматива осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг - средства, предоставляемые малоимущим гражданам органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Надежность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства - способность объектов выполнять функции по обеспечению жизнедеятельности населенного пункта без существенного снижения качества среды обитания при любых воздействиях извне. Надежность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства измеряется интенсивностью отказов: количеством аварий и повреждений на единицу измерения масштаба объекта - на 1 километр инженерных сетей в год или обобщенно на 1 млн.рублей стоимости основных фондов (в сопоставимых ценах).
Оплата коммунальных услуг - это размер возмещения стоимости потребления водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, канализации, горячего водоснабжения непосредственно потребителем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Целью создания, деятельности и развития жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение сохранности объектов жилищно-коммунального хозяйства, поддержания необходимого санитарного состояния городских и сельских поселений, надежности и устойчивости работы указанных объектов, предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство, исходя из функциональных и технологических особенностей, осуществляет следующие виды деятельности по оказанию услуг:
1) промышленно-индустриального характера:
а) водоснабжение, водоотведение, включая ливневую канализацию;
б) теплоснабжение, электроснабжение;
в) газоснабжение (включая сжиженный и природный газ);
2) обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность территории муниципального образования:
а) очистка сточных вод;
б) сбор, вывоз, утилизация и захоронение бытовых отходов;
в) уборка улиц и дорог (зимняя и летняя );
3) обеспечивающих благоустройство населенных пунктов:
а) строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений;
б) озеленение улиц, дорог, лесопарковое хозяйство;
в) уличное освещение;
4) по обслуживанию жилищного фонда:
а) содержание и ремонт жилого дома, содержание и ремонт лифтового хозяйства;
б) уборка и благоустройство придомовых территорий;
5) услуги коммунально-бытового характера:
бани, прачечные, гостиницы, ритуальные услуги.
Задачами законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
1) регулирование отношений по производству и реализации жилищно-коммунальных услуг между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, исполнителями и потребителями услуг;
2) установление ответственности за состояние и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства;
3) регламентация основных положений по оценке и стимулированию результатов обслуживания, определению параметров качества жилищно-коммунальных услуг, их надежности и экологической безопасности;
4) определение условий, порядка и процедуры обеспечения гарантированной надежности и устойчивости работы систем жизнеобеспечения;
5) установление механизма защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
6) государственное регулирование деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Правовую основу деятельности жилищно-коммунального хозяйства составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, законы и иные правовые акты Пензенской области, правовые акты органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Основными принципами деятельности жилищно-коммунального хозяйства являются:
1) осуществление полномочий в области регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства органами государственной власти Российской Федерации и Пензенской области, органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального хозяйства в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с действующим законодательством для обеспечения баланса интересов потребителей услуг, их исполнителей, собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства и государства;
2) взаимная ответственность исполнителей жилищно-коммунальных услуг, их потребителей, собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства и государства за нарушения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, несоблюдение правил и норм обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и предоставления услуг;
3) обязательность и повсеместность договорных отношений собственника как заказчика и организации-исполнителя, обеспечивающих выполнение профилактических работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, своевременной замены основных фондов для поддержания их необходимой надежности и устойчивости.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности Пензенской области, муниципальной и частной собственности, а также в общей (совместной, долевой) собственности (абзац в редакции, введенной в действие с 16 июля 2003 года Законом Пензенской области от 26 июня 2003 года N 495-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в собственности Пензенской области, могут быть переданы по решению собственника в хозяйственное ведение либо в оперативное управление государственным предприятиям, учреждениям, или в доверительное управление предприятиям иной формы собственности (абзац в редакции, введенной в действие с 16 июля 2003 года Законом Пензенской области от 26 июня 2003 года N 495-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы по решению собственника в хозяйственное ведение либо в оперативное управление муниципальным предприятиям, учреждениям, или в доверительное управление предприятиям иной формы собственности.
Головные сооружения и инженерные коммуникации водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения населенных пунктов являются муниципальной собственностью или собственностью Пензенской области (абзац в редакции, введенной в действие с 16 июля 2003 года Законом Пензенской области от 26 июня 2003 года N 495-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Объекты жилищно-коммунального хозяйства и организация (предприятие) основного производства, обслуживающие указанные объекты, могут находиться в различных формах собственности.
Собственники объектов несут расходы по содержанию этих объектов, если иное не предусмотрено Законом или договором.