Показатели по профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения
(человек)
2001 г. факт | Планируемые показатели | ||||
|
| 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. |
Численность участников программ по профориентации | 31726 | 20700 | 21000 | 22000 | 23000 |
В 2001 году число граждан, получивших профориентационные услуги в службе занятости населения увеличилось по сравнению с 2000 годом в 1,3 раза. Анализ структуры услуг по профориентации показал, что увеличение произошло за счет индивидуальных, групповых консультаций и услуг по психологической поддержке. Таким образом, все направления по профориентации развиваются достаточно равномерно. Продолжается реализация направления работы - психолого-профориентационное сопровождение учебного процесса.
Важным звеном в профессиональной подготовке кадров является профессиональная ориентация молодых людей, которая, как превентивная мера, позволяет увеличить вероятность их трудоустройства по специальности после завершения учебы.
Для успешного осуществления мероприятий по профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в указанных выше показателях необходимы финансовые затраты, которые будут направлены на:
- расходы на оказание услуг по профориентации и психологической поддержке населения;
- расходы на разработку, изготовление, тиражирование профинформационных материалов, приобретение методического обеспечения профориентационной деятельности, специальной литературы, проведение профориентационных, психологических, социологических исследований;
- расходы на аренду помещения на время проведения мероприятия, мебели, информационных стендов, каналов связи, оборудования, использование услуг почтовой связи.
Объемы финансирования из федерального бюджета на оказание профориентационных услуг в 2002 году составят 260,0 тыс. руб., в 2003 г. - 340,0 тыс. руб., в 2004 г. -350,0 тыс. руб., в 2005 году - 370,0 тыс. руб.
В программах социальной адаптации безработных граждан (Клубах ищущих работу, курсах "Новый старт") в 2002 году примут участие 28 человек, в 2003 году - 1,38 тыс. чел., в 2004 году - 1,40 тыс.чел., в 2005 году -1,48 тыс.чел.
Осуществление программ социальной адаптации безработных и незанятых граждан, учащейся молодежи требует финансовых затрат, связанных с поддержанием материально-технической и методической базы системы социально-психологической реабилитации, а также с расходами на проведение занятий с участниками программ. В 2002 году эти затраты составят 51,9 тыс. руб., в 2003 году - 301,8 тыс. руб., в 2004 году - 302,0 тыс.руб., в 2005 году -302,8 тыс.руб.
3.2. Деятельность органов службы занятости по оказанию посреднических услуг в трудоустройстве населения
3.2.1. Взаимодействие органов службы занятости с работодателями по вопросам предоставления сведений о вакантных рабочих местах
В течение 1999 - 2001 годов наблюдается устойчивый прирост количества заявок работодателей на подбор работников. Если в 1999 г. общий спрос на рабочую силу, заявленный в органы службы занятости был на уровне 29,0 тыс. вакансий, то в 2000 г. он увеличился до 31,3 тыс., а в 2001 г. он составил 43,3 тыс. вакансий. Это связано, с одной стороны, с позитивными процессами в развитии экономики, а с другой - с возрастанием доверия работодателей к службе занятости как государственной структуре, способной оказать реальную помощь в решении кадровых проблем.
Общий спрос на рабочую силу, предъявляемый через органы службы занятости, в программируемом периоде предполагается в 2002 году - 30,0 тыс. рабочих мест, в 2003 - 30,3 тыс., в 2004 году - 30,6 тыс., в 2005 году - 40,0 тыс. вакансий.
Одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на прирост количества заявок работодателей, является совершенствование технологии работы органов службы занятости в данном направлении.
Получат дальнейшее развитие традиционные формы взаимодействия с работодателями, такие как:
- информирование работодателей о посреднических функциях органов службы занятости населения, о ситуации на рынке труда, положениях законодательства о занятости;
- ведение банков данных о высококвалифицированных специалистах, ищущих работу, использование их для удовлетворения заявок работодателей;
- профессиональный отбор групп кандидатов на вакантные места по конкретным профессиям с приглашением на собеседование работодателя;
- профессиональное обучение безработных граждан под конкретные рабочие места по заявкам работодателей;
посещение сотрудниками службы занятости предприятий и организаций с целью уточнения данных о движении трудовых ресурсов, выявления потребностей работодателей и проблем в их взаимоотношениях со службой занятости;
- поддержание связей с объединениями работодателей, другими общественными организациями;
- проведение совещаний и семинаров с представителями предприятий и профсоюзов с целью выработки совместной политики, направленной на совершенствование взаимодействия работодателей со службой занятости;
- оперативное налаживание контактов со вновь зарегистрированными предприятиями и организациями.
Предусматривается расширение сотрудничества с органами государственной службы занятости сопредельных областей в рамках обмена трудовыми ресурсами, а также использование общероссийской базы вакансий для трудоустройства граждан, желающих переехать в другие регионы.
Применение указанных форм работы будет сопровождаться совершенствованием существующих средств автоматизации технологии работы с учетом расширения объема обрабатываемых сведений о вакансиях и дополнительных требованиях работодателей к кандидатам на рабочие места.