ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26.06.02 г. N 258-пП
О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(с изменениями на 19.07.02 N 372)
________________________________________________________________
Утратило силу с 13 февраля 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 26 января 2006 года N 29-пП
_________________________________________________________________
______________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Постановлением Губернатора Пензенской обл. от 19.07.02 N 372
______________________________________
В целях создания условий функционирования регулируемого рынка труда и обеспечения эффективной занятости населения Пензенской области Правительство Пензенской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Пензенской области на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Обязать руководителей территориальных органов государственного управления исполнительной власти и рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области обеспечить своевременную реализацию соответствующих мероприятий
Программы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Купцова И.П. (в ред. от 19.07.02 N 372)
И.о. Губернатора Пензенской области
И.П.Купцов
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Пензенской области
от 26 июня 2002 года N 258-пП
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002-2005 ГОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Программа содействия занятости населения Пензенской области определяет цели и задачи государственной политики занятости на среднесрочную перспективу и направлена на обеспечение выполнения программы экономического и социального развития Пензенской области на 2002-2005 годы в сфере социальной политики и модернизации экономики в части развития трудовых отношений и занятости.
Современное состояние и перспективы развития занятости населения и рынка труда Пензенской области определяются общими положительными сдвигами в экономике, улучшением конъюнктуры рынка труда, финансовых показателей работы промышленности, ростом инвестиций.
Экономическое оживление привело к сокращению масштабов безработицы (неполной занятости) и задолженности по заработной плате. Значительно активизировали работу субъекты рынка труда - работодатели и работники, увеличилась интенсивность перетока рабочей силы между отраслями производства, отдельными предприятиями.
Регулирование трудовой сферы осуществляется в соответствии с проводимым Правительством Пензенской области курсом на увеличение экономического потенциала региона. Стабилизация занятости населения включена в число важнейших приоритетных задач программы социально-экономического развития Пензенской области на 2002-2005 годы.
Базовым документом, организующим реализацию государственной политики на рынке труда, является областная программа содействия занятости населения Пензенской области на 2002-2005 годы. Данная программа разработана Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Пензенской области (далее - Департамент ФГСЗН) при участии Правительства области в лице министерств здравоохранения и социального развития, образования, управления экономики Правительства области, с использованием данных, предоставленных областным комитетом государственной статистики, миграционной службой, военным комиссариатом Пензенской области. Управлением исполнения наказаний Минюста России по Пензенской области, администрациями муниципальных образований.
Программа содействия занятости населения Пензенской области разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", другими законодательными и нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Пензенской области, приказами, инструкциями и письмами Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Данная программа увязывает цели, задачи, приоритеты и мероприятия в единый согласованный план действий по регулированию рынка труда, обеспечению занятости населения. Изложенная в ней стратегия государственного регулирования сферы занятости населения в 2002-2005 годах учитывает прогнозные оценки состояния рынка труда и безработицы, согласованные с параметрами социально-экономического развития региона.
Приоритетными направлениями государственной политики на рынке труда, на которые ориентирована программа содействия занятости населения Пензенской области, являются:
- содействие более полной занятости населения, сдерживание массовой и недопущение долгосрочной безработицы;
- расширение мотиваций трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан;
- повышение качества трудовых ресурсов, организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан и их профессиональной ориентации.
В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики в программируемом периоде финансирование выплаты пособий по безработице будет осуществляться из федерального бюджета, а активных программ занятости населения - совместно из федерального и региональных бюджетов.
Управление программой содействия занятости населения на 2002-2005. годы предусматривает четкую технологию принятия решений, своевременный анализ и контроль за изменением ситуации на регистрируемом рынке труда.
Программа предполагает дальнейшую консолидацию действий Правительства области и федеральных органов государственного управления, их взаимодействие. - с органами местного самоуправления, профсоюзами и общественными организациями, работодателями и их объединениями в рамках социального партнерства на рынке труда.
ПАСПОРТ
Программы содействия занятости населения Пензенской области на 2002-2005 годы
1. | Наименование программы | Программа содействия занятости населения Пензенской области на 2002-2005 годы |
2. | Заказчик программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Пензенской области |
3. | Наименование решения о разработке программы | Статья 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" |
4. | Основные разработчики программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения при участии министерств здравоохранения и социального развития, образования, управления экономики Правительства области, областного комитета государственной статистики. Управления исполнения наказаний по Пензенской области, военного комиссариата Пензенской области |
5. | Цели и задачи программы | Реализация на территории Пензенской области государственной политики занятости путем; - содействия трудоустройству незанятых граждан и удовлетворению потребности работодателей в рабочей силе; - создания благоприятных условий для повышения профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов; - адаптации населения, в первую очередь, молодежи и лиц, длительное время не работающих, к условиям рынка труда; - стимулирования альтернативных форм занятости, самозанятости и предпринимательской инициативы граждан; - организации социальной поддержки граждан, испытывающих трудности с поиском работы, сохранения у них профессиональных навыков и мотивации к труду; - сдерживания роста численности безработных за счет организации опережающего обучения и переподготовки персонала предприятий и организаций, находящихся под угрозой банкротства и массового высвобождения работников; - проведения комплекса целевых мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, наименее конкурентноспособных на рынке труда; - противодействия возникновению критических ситуаций на рынке труда отдельных населенных пунктов области |
6. | Сроки реализации | 2002-2005 годы |
7. | Основные направления Программы | * Оказание профориентационных и профконсультационных услуг безработным гражданам и незанятому населению. * Осуществление превентивных мероприятий по профессиональной ориентации, психологической поддержке и направлению на профессиональное обучение граждан, готовящихся выйти на рынок труда (школьников, студентов, работников, находящихся под угрозой высвобождения) * Профессиональное обучение незанятого населения и безработных граждан. * Содействие предприятиям и организациям в удовлетворении спроса на рабочую силу. * Трудоустройство ищущих работу граждан на вакантные места, заявленные работодателями в органы службы занятости. * Организация ярмарок вакансий. * Трудоустройство особо нуждающихся в социальной защите граждан. * Организация временных и общественных работ. * Содействие занятости инвалидов на квотируемые рабочие места. * Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. * Содействие повышению территориальной - мобильности рабочей силы. * Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы граждан. * Психологическая поддержка и социальная адаптация длительно безработных граждан. * Поддержание доходов безработных граждан на время поиска работы. * Координация деятельности органов государственного управления, государственных и общественных организаций, направленной на содействие занятости населения. |
8. | Ответственные за исполнение программных мероприятий | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Пензенской области совместно с заинтересованными организациями и учреждениями. |
9. | Источники финансирования программы | Федеральный бюджет (в рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 2002-2005годы) |
10. | Объемы финансирования программы | 2002 год - 98457,7 тыс.руб., в том числе: федеральный бюджет - 250300,0 тыс.руб.. |
11. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация программы в течение 2002-2005 годов позволит: - оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства - 300,0 тыс.чел., в том числе: в 2002 году - 75,0 тыс.чел., в 2003 году - 75,0 тыс.чел., в 2004 году - 75,0 тыс.чел., в 2005 году - 75,0 тыс.чел. - повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 100,7 тыс. вакансий, в том числе: в 2002 году - 24,80 тыс. вакансий, в 2003 году - 25,05 тыс. вакансий, в 2004 году - 25,30 тыс. вакансий, в 2005 году - 25,55 тыс. вакансий. - обеспечить трудоустройство на общественные работы 11,6 тыс. человек, в том числе: в 2002 году - 811 чел., в 2003 году - 3,5 тыс.чел., в 2004 году - 3,6 тыс.чел., в 2005 году - 3,7 тыс.чел. - организовать временное трудоустройство 42,2 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе: в 2002 году - 10,0 тыс. чел., в 2005 году - 19,0 тыс.чел - не допускать превышения уровня регистрируемой безработицы в 2002-2005 годах в 2,5 процента, в 2005 году - на 2,5 процента. |
12 | Контроль за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляют Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а также управление экономики Правительства Пензенской области |
I. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Анализ и состояние рынка труда в Пензенской области в 1999-2001 годах
Социально-экономические преобразования, происходившие в течение последнего времени, сопровождались значительными структурными сдвигами и снижением объемов деятельности во всех основных отраслях производства. Это привело к возникновению новых явлений в сфере занятости населения Пензенской области, резкому изменению количественных и качественных характеристик рынка труда. На ситуацию, сложившуюся к началу 2002г., благоприятное влияние оказали позитивные изменения в экономике:
- впервые за годы рыночных преобразований отмечается увеличение спроса на рабочую силу, что проявилось в росте численности занятых. За 1999-2001 гг. она увеличилась на 37,6 тысяч человек или на 5,9%, и составила 671,3 тыс.чел. Прирост численности занятых обеспечили следующие отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание. В здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, науке численность занятых продолжала сокращаться;
- в течение 2001 года принято на работу 102,6 тыс. человек, из них 4,2 тысяч человек, или 4,1% - на дополнительно введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 122,7 тыс. человек, из них 92,4 тыс. человек, или 75,3% уволились по собственному желанию. По сравнению с 2000 годом, численность "принятых" увеличилась на 3,2 тыс. человек (3,3 %), а "выбывших" - на 8,3 тыс. человек (7,2 %).
Таблица 1
Движение работников списочного состава
(чел.)
N п/п | год | Принято работников (%к среднесписочной численности) | Выбыло работников %к среднесписочной численности) | Соотношение выбытия и приема (%) |
1. | 1999г. | 92214 (20,1%) | 96673 (21,1%) | 95,3% |
2. | 2000г. | 99394 (22,6%) | 114374 (26,0%) | 86,9% |
3. | 2001г. | 102639 (24,7%) | 122662 (29,6%) | 83,5% |
- улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чем свидетельствует существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. За 1999-2001 годы численность работающих неполное рабочее время по инициативе администрации снизилась с 31,7 тыс.чел. до 11,7 тыс.чел., а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации - с 57,3 тыс.чел. до 20,8 тыс.чел. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполной рабочей недели (дня) на предприятиях и в организациях области в 2001 году сократились в 2,7 раза по сравнению с 2000 годом;
- продолжилось перераспределение работающих по формам собственности в сторону уменьшения доли занятых в государственном секторе экономики. В 2001 году в государственном секторе экономики было занято 39,1% от всей численности работающих против 39,8% в 1999 году.
Финансовая деятельность предприятий и организаций характеризуется положительной тенденцией прироста доли прибыльных предприятий с 53% в 2000г. до 56% в 2001г. Инвестиции в основной капитал в 2001г. повысились по сравнению с 2000г. на 15,0%. В то же время, наблюдаемый экономический рост не принял устойчивого долгосрочного характера. Суммарная задолженность предприятий и организаций области по заработной плате на конец 2001г. составила 307,5 млн. рублей и снизилась по сравнению с началом года на 68,5 млн. рублей или на 18,2%. Реальные денежные доходы населения увеличились на 4,7%. Однако остается высоким процент населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Наметились определенные изменения в динамике безработицы и составе безработных.
- в 1999 - 2001 годах продолжилась начавшаяся в 1996 году устойчивая тенденция сокращения численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. С начала 1999 года она уменьшилась в 2 раза и к концу 2001 года составила 13,2 тыс. человек.
Заметную роль в снижении зарегистрированных безработных сыграло изменение структуры спроса на рабочую силу в сторону увеличения временной занятости. В 2000 году более 34% трудоустроенных безработных получили работу на условиях временной занятости, в 2001 году - процент трудоустроенных возрос до 37%.
Одновременно в условиях наметившегося экономического роста у безработных появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства.
- происходит изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также снижения доли граждан, не имеющих опыта работы. Доля женщин среди общей численности безработных возросла за 1999 - 2001 годы с 71,3% до 75,1%, доля лиц предпенсионного возраста - с 9,0% до 10,0%, граждан, не имеющих опыта работы снизилась с 5,9% до 3,4%, имеющих длительный (более года) перерыв в работе - с 24,1 до 17,1%;
Распределение зарегистрированных безработных по возрасту
1999 год | 2000 год | 2001 год | ||||
| чел. | % | чел. | % | чел. | % |
Численность зарегистрированных | ||||||
безработных - всего | 13359 | 100 | 13669 | 100 | 13228 | 100 |
в том числе: | ||||||
в возрасте 16-29 лет | 3612 | 27 | 3951 | 29 | 3654 | 28 |
- отмечается рост безработицы в сельской местности. За последний год доля безработных, проживающих в сельской местности, снизилась с 24,9% до 20,5%. Основными причинами безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохзяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась, а труд в сельском хозяйстве недостаточно привлекателен для населения как по условиям, так и по оплате, особенно для молодежи, которая составляет более трети от общей численности безработных, зарегистрированных в сельской местности. Кроме того, недостаток денежных средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе.
Отличительной чертой состава сельских безработных является более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень. Так, каждый восьмой из числа официально зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, не имеет полного среднего образования (в городах - каждый четырнадцатый, на 7 процентных пунктов ниже доля лиц с высшим образованием). Более 32% всех сельских безработных составляют лица, не приступавшие к трудовой деятельности, не имеющие профессии и лица с длительным перерывом в работе. Наличие в составе безработных 1/3 лиц, профессионально не подготовленных к трудовой деятельности, в условиях недостатка альтернативных сельскохозяйственному производству рабочих мест обуславливает застойный характер сельской безработицы;
- сохраняется значительная дифференциация городов и районов по уровню безработицы. В 2001 году при среднем по области уровне регистрируемой безработицы 1,74% данный показатель варьировал от 0,89% (Городищенский район) до 3,15% (Пачелмский район). При этом в 17 районах он был ниже среднеобластного, в 13 районах превышал средний по области показатель.
1.2. Государственная политика занятости.
Результаты выполнения областной программы содействия занятости населения Пензенской области в 1999-2001 годы
Реализация основных положений программы содействия занятости населения Пензенской области в 1999-2001 гг.
N п/п | Наименование | Основные цепи и задачи | 1999 год | 2000 год | 2001 год | ||||||
программ | Основные показатели | Основные показатели | Основные показатели | ||||||||
|
|
| Предусмотрено по программе (человек) | их фактическое | Предусмотрено по программе | их фактическое | Предусмотрено по программе (человек) | их фактическое | |||
|
|
|
| Всего | В % к |
| Всего | В % к |
| Всего | В % к |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Оказание | Целевая поддержка безработных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| консультационных | граждан, направленная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| услуг | на гарантированное | 75000 | 74456 | 99,3 | 75000 | 74369 | 99,2 | 80000 | 82227 | 102,8 |
|
| трудоустройство путем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. | Содействие в | предоставления на конкурсной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| трудоустройстве | основе финансовой помощи | 24000 | 23853 | 99,4 | 24000 | 27695 | 115,4 | 26000 | 29558 | 113,7 |
|
| работодателям, создающим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. | Организация | дополнительные рабочие места | 1380 | 633 | 45,9 | 800 | 2294 | 2,9р. | - | - | - |
| рабочих мест |
|
|
|
|
| (2254) |
|
|
|
|
4. | Организация | Приобретение безработными гражданами навыков активного поиска работы, предоставление им практической возможности реализовать полученные навыки. Создание условий для гарантированного трудоустройства | 400 | 1049 | 2,6р. | 996 | 1314 | 1,3р. | 1268 | 1706 | 1,3р. |
5. | Организация занятости инвалидов | Содействие занятости инвалидов, в том числе на условиях частичной | 50 | - | - | 175 | 169 | 96,6 | - | 39 | - |
6. | Программа | Смягчение напряженности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| временной | на рынке труда. Оказание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| занятости и | материальной поддержки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| общественных работ | гражданам (в первую очередь | 14468 | 11410 | 78,9 | 10115 | 16924 | 1,7р. | 9800 | 17754 | в 1,8р. |
|
| безработным), сохранение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| мотивации к труду длительно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| безработных граждан, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| содействие приобретению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| трудовых навыков у молодежи, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| начинающей трудовую |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| программа | расширение возможностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| "Молодежная | трудоустройства и приобретение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| практика" | профессиональных знаний, | 290 | 408 | 1,4р. | 300 | 667 | 2,2р. | - | - | - |
|
| навыков и умений выпускников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| образовательных учреждений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| общественные | материальная поддержка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| работы | граждан, участвующих в | 4178 | 5117 | 122,5 | 4815 | 4073 | 84,6 | 3500 | 5823 | в 1,7р. |
|
| общественных работах в период |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| активного поиска постоянной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| содействие | трудовая адаптация и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| временному | социальная поддержка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| трудоустройству | несовершеннолетних |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| несовершеннолетних | граждан | 10000 | 5885 | 58,9 | 5000 | 12184 | 2,4р. | 6300 | 11931 | в 1,9р. |
7. | Программа поддержки | Создание условий для рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и развития пред- | ширения возможностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| принимательства и | занятости в сфере малого и | 3400 | 178 | 5,2 | 820 | 124 | 15,1 | 100 | 250 | в 2,5р. |
| самозанятости | среднего бизнеса и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| самостоятельной занятости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| безработных граждан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в том числе: | профессиональное консуль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -выдача субсидий | тирование и обучение | 50 | 24 | 48,0 | 50 | 12 | 24,0 | - | 69. | - |
| на организацию | безработных граждан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| собственного дела; | профессиям, позволяющим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -обучение | организовать собственное | 420 | 873 | 2р. | 760 | 950 | 125,0 | - | 506 | - |
| безработных и | дело и заняться индивидуальной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| незанятого на | трудовой деятельностью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| селения основам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| предпринимательства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|