Недействующий

О Программе развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Пензенской области на 2001 - 2005 годы (с изменениями на 11 января 2005 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 17.01.2006 N 14-пП)

1.1. Основные направления и тенденции развития внешней торговли Пензенской области в 2000 году


Внешнеторговый оборот Пензенской области (см, диагр. 1) составил в 2000 году 83,7 млн. долларов США*, что на 34,4 % больше уровня 1999 года (по итогам 1999 года объем внешнеторгового оборота по сравнению с 1998 годом сократился с 89,5 млн. долл. до 62,3 млн. долл., т.е. уменьшился на 30,4%). При этом торговый оборот со странами дальнего зарубежья увеличился с 45,6 млн, долл. до 65,0 млн. долл. (рост на 42,5%), со странами СНГ с 16,5 до 18,6 млн. долл. (рост на 12,7 %). Объем пензенского экспорта в 2000 году составил 52,3 млн. долл., объем импорта - 31,4 млн. долл. В результате сальдо торгового баланса сложилось положительное и достигло в стоимостном выражении 20,9 млн. долл. Характерным является тот факт, что по итогам года сальдо было положительным как в торговле со странами дальнего зарубежья (13,0 млн. долл.), так и со странами СНГ (7,9 млн. долл.).

______________

*В связи с отсутствием в сведениях таможенной статистики показателей торговли с Республикой Белоруссия они во внешнеторговый оборот Пензенской области не включены.

     

В 2000 году на страны дальнего зарубежья приходилось 77,7%, на страны СНГ - 22,3% внешнеторгового оборота Пензенской области.

В структуре внешнеторгового оборота Пензенской области на страны Европейского Союза (ЕС) приходилось в 2000 году 58,7% (в 1999 году - 34,2%), на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - 6,0% (в 1999 году - 7,9%), на страны Азиатско-тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС) - 6,7% (в 1999 году - 5,5%), на страны Прибалтики -3,2% (в 1999-2,9%).

Торгово-экономические отношения со странами СНГ по-прежнему продолжают играть значимую стабилизирующую роль в развитии региональной экономики. Однако, несмотря на рост объемов торговли со странами СНГ в 2000 году, продолжает доминировать тенденция снижения удельного веса торгового оборота с этими странами в совокупном внешнеторговом обороте региона: 1997 год - 28,9%, 1998 год - 25,4%, 1999 год - 26,5%, 2000 год - 22,3%. Это свидетельствует о необходимости принятия эффективных мер по укреплению внешнеэкономических связей Пензенской области со странами СНГ.

Анализ географии экспортно-импортных операций свидетельствует, что пензенские участники внешнеэкономической деятельности ориентируются, в основном, на промышленно развитые страны.. Торговыми партнерами-контрагентами Пензенской области являлись 68 стран мира (в 1999 году - 64 страны). Среди них наиболее значимыми выступали Греция, величина товарооборота с которой составила 21,9 млн. долл., Германия (14,8 млн. долл.), Италия и Казахстан (по 7,6 млн. долл.), Украина (7,4 млн. долл.), США (3,6 млн. долл.) и другие.

Внешнеэкономические связи в 2000 году осуществляли 365 пензенских участников внешнеэкономической деятельности, что на 44 участника больше чем в 1999 году (в 1999 году их число сократилось на 94 участника ВЭД по сравнению с 1998 годом).

Объем бартерных операций был равен 9,7 млн. долл., что составляет 11,6% от величины внешнеторгового оборота региона. В 1999 году аналогичный показатель составлял 9,9 млн. долл. или 15,9% внешнеторгового оборота.

Объем экспорта Пензенской области в 2000 году вырос с 32,2 млн. долл. в 1999 году до 52,3 млн. долл. (рост на 62,4%). При этом экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился с 3,8 млн. долл. до 39,0 млн. долл. (рост на 63,9%), в страны СНГ - с 8,5 млн. долл. до 13,3 млн. долл. (рост на 56,5%). В результате этого удельные веса экспорта в страны дальнего зарубежья и страны СНГ в общем объеме пензенского экспорта составили в 2000 году соответственно 74,6% и 25,4%.


Диаграмма 1


Структура экспорта и импорта Пензенской области в 1996 - 2000 г.г. (млн. долл. США)


1996 год           1997 год           1998 год            1999 год           2000 год



1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Экспорт

61,1

48,3

33,7

32,2

52,3

Импорт

128,4

94,8

55,8

30,1

31,4

Внешнеторговый оборот

189,5

143,1

89,5

62,3

83,7

Сальдо

-67,3

-46,5

-22,1

+2,1

+ 20,9


     Примечание: Данные приведены без учета объемов торговли с Республикой Белоруссия.


Несмотря на достаточно высокий в 2000 году показатель удельного веса экспорта товаров в страны СНГ и рост объема экспорта в эти страны, в течение ряда лет сохраняется негативная тенденция снижения удельного веса экспортных поставок в страны СНГ: в 1997 году - 44,5%, в 1998 году - 34,4%, в 1999 году - 26,1%, в 2000 году - 25,4%.

В течение 2000 года экспорт пензенской продукции осуществлялся в 43 страны мира (в 1999 году - 46 стран), в т.ч. в 34 страны дальнего зарубежья и 9 стран СНГ. Существенных изменений в географическом распределении экспорта не наблюдалось, если не считать уступку традиционного для Германии лидерства - Греции. В результате Германия, которая по сравнению с 1999 годом не снизила объем закупок пензенской продукции, заняла второе место в рейтинге значимости стран - импортеров пензенской продукции. Увеличение объемов экспорта в Казахстан (рост в 2,1 раза), на Украину (рост на 20,7 %), в США (рост в 3,6 раза) позволило им сохранить за собой третье, четвертое и пятое места соответственно. Литва, увеличив закупки на 82,1%, переместилась с одиннадцатого места на шестое, Узбекистан (рост экспорта в который увеличился на 51,5%) с девятого на седьмое место. Италия, как и в 1999 году, заняла 8 место. Куба, Иран и Болгария, занимавшие в 1999 году соответственно второе, шестое и седьмое места, значительно снизили объемы закупок, хотя и продолжают торгово-экономические отношения с Пензенской областью.

Экспорт товаров из Пензенской области осуществлялся в 2000 году по 39 товарным группам (в 1997 году - 50, в 1998 году - 54, в 1999 году - 53), т.о. номенклатура экспортируемых товаров сократилась на 14 групп (уменьшение на 26,4%).

Укрупненная товарная структура экспорта Пензенской области в 2000 году может быть представлена следующим образом:

машиностроительная продукция - 32,8 млн. долл. (62,7%);

продукция химического комплекса- 5,4 млн. долл. (10,3%);

продовольственные товары - 3,4 млн. долл. (6,5%);

древесина и изделия из нее - 3,2 млн. долл. (6,1%);

черные и цветные металлы, изделия из них - 1,1 млн. долл. (2,1%);

одежда, обувь - 0,9 млн. долл. (1,7%);

прочие товары - 5,6 млн. долл. (10,7%).