Внешнеторговый оборот Пензенской области со странами СНГ* (прил. 7, табл. 1) составлял в 1996 году в стоимостном выражении 102,5 млн. долл., в 1997 году уменьшился до 60,4 млн. долл. (сокращение на 41,0%).
_______________
*Данные скорректированы показателями внешней торговли с Белоруссией, которые таможенная статистика с 1995 года не учитывает в сведениях об экспортно-импортных операциях региона, а Пензенский облкомстат не включает в объемы внешнеторгового оборота, поэтому они отличаются от приведенных на стр. 6-10.
В 1998 и 1999 годах объем торгово-экономических отношений региона со странами СНГ, находясь под влиянием сложной экономической ситуации, имевшей место в России, продолжает сокращаться.
В 1998 году внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 37,5 млн. долл. (уменьшение к уровню 1997 года на 37,9%), в 1999 году сократился до 28,3 млн. долл. (сокращение на 24,6%) и в 2000 году составил 25,4 млн. долл. (сокращение на 10,4%).
При этом стоимостной объем экспортных поставок пензенской продукции в страны СНГ, который в 1996 году составлял 30,2 млн. долл., в 1997 году сократился до 28,1 млн. долл. (сокращение на 8,0%), в 1998 году уменьшился до 17,1 млн. долларов (сокращение на 39,5%), в 1999 году сократился до 12,7 млн. долл. (сокращение на 25,5%), однако в 2000 году достиг 15,3 млн. долл. (рост на 20,0%), т.е. составил около 50,0% от уровня 1996 года.
Объем импортных закупок в странах СНГ в течение анализируемого периода непрерывно сокращался с 72,3 млн. долл. в 1996 году до 32,2 млн. долл. в 1997 году (сокращение на 55,5%), до 20,5 млн. долл. в 1998 году (сокращение на 36,4%), до 15,6 млн. долл. (сокращение на 23,9%) в 1999 году и в 2000 году составил 10,1 млн. долл. (сокращение на 35,2%), т.е. сократился более чем в 7 раз.
Что касается сальдо взаимной торговли, то необходимо отметить, что на протяжении первых четырех лет анализируемого периода оно было отрицательным, постепенно сокращаясь: с -42,1 млн. долл. в 1996 году до -4,1 млн. долл. в 1997 году, до -3,4 млн. долл. в 1998 году, до -2,9 млн. долл. в 1999 году, в 2000 году начинает преобладать тенденция к превышению объема экспортных поставок в страны СНГ над объемом импортных закупок в них. В результате, в 2000 году сальдо сформировалось положительное в размере 5,2 млн. долл.
Несмотря на сокращение объемов, торговля Пензенской области со странами СНГ, являясь важным фактором экономической и финансовой стабилизации, продолжает оказывать существенное влияние на темпы социально-экономического развития региона, на поддержку неотложных нужд населения как Пензенской области, так и стран СНГ.
О сохранении весьма значимых для экономики региона масштабов торговли со странами СНГ свидетельствует тот факт, что доля торгового оборота Пензенской области со странами СНГ (см. диагр. 2) составляла в совокупном внешнеторговом обороте региона в 1996 году 48,9%, в 1997 году 37,3%, 1998 году 36,0%, в 1999 году - 38,2%, в 2000 году - 28,1%. При этом доля экспорта продукции в страны СНГ в общем объеме пензенского экспорта составляла в 1996 году 46,0%, в 1997 году 51,3%, в 1998 году 43,6%, в 1999 году - 34,8%, в 2000 году -28,1%. По импорту эти показатели соответственно равны 50,2%, 30,0%, 31,4%, 41,5%, 27,9%.
Диаграмма 2
Структура экспорта и импорта Пензенской области со странами СНГ
и дальнего зарубежья в 1996-2000 г.г. (млн. долл. США)
Экспорт
1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Импорт
1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Анализ товарной структуры внешней торговли Пензенской области со странами СНГ за 1996 - 2000 годы свидетельствует (прил. 7, табл. 2), что сырьевая направленность экспорта, характерная для России в целом, в экспорте пензенских товаров проявляется, но не доминирует. В большей степени проявляется противоположная тенденция: как в анализируемом, так и более раннем периодах приоритетной статьей экспорта традиционно являлась машиностроительная продукция, доля которой в общем стоимостном объеме экспорта в страны СНГ составляла в 1998 году 74,0% (12,6 млн. долл.), в 1999 году - 75,3% (9,6 млн. долл.), в 2000 году - 66.4% (10,1 млн. долл.). Наряду с машиностроительной продукцией важными статьями экспорта являются также продовольственные товары, соответственно годам - 2,4%, 6,8%, 15,2%; продукция химического комплекса (в основном - фармацевтическая продукция) - 5,1%, 3,6%, 2,4%; древесина и изделия из нее (в основном - текстурная бумага, применяемая для производства мебели) - 7,3%, 7,0%, 6,1%; изделия из черных и цветных металлов - 7,3%, 3% %, 4% %. Доля суммарного стоимостного объема указанных четырех товарных групп в общем стоимостном объеме экспорта составила в 1998 году 22,1%, в 1999 году - 20,4%, в 2000 году - 28,0%.
Таким образом, можно констатировать, что с одной стороны структура экспорта пензенской продукции в страны СНГ, сформированная из традиционных товаров, отражает реальные возможности региона в условиях посткризисного состояния экономики. С другой стороны, - страны СНГ по-прежнему обладают достаточно емким внутренним рынком и относительно высоким уровнем импортного спроса на пензенскую продукцию широкой номенклатуры.
Импорт из стран СНГ охватывает достаточно широкий спектр товаров, однако доминирующими являлись те же товарные группы, что и в экспорте (прил. 7, табл. 2). При этом, на долю машиностроительной продукции в общем стоимостном объеме импорта в 1998 году приходилось 31,9% (6,5 млн. долл.), в 1999 году - 44,9% (7,0 млн. долл.), в 2000 году - 30,6% (3,1 млн. долл.). На продовольственные товары приходится, соответственно - 11,5%, 15,9%, 15,6%; на продукцию химического комплекса - 15,5%, 8,1%, 13,5%; на древесину и изделия из нее - 2,7%, 3,1%, 8,5%; на черные и цветные металлы и изделия из них - 15,3%. 11,8%, 6,6%. На суммарную долю этих четырех товарных групп приходилось в 1998, 1999 и 2000 годах 45,0%, 38,9%, 44,2% стоимостных объемов импорта из стран СНГ.
Резюмируя, можно сделать вывод, что товарная структура экспортно-импортных потоков товаров между Пензенской областью и странами СНГ является достаточно рациональной с точки зрения возможностей производственных потенциалов и емкости потребительских рынков участников торгово-экономических связей.
Одной из наиболее значимых для экономики Пензенской области является все более наглядно проявляющаяся тенденция роста экспорта продовольственных товаров в страны СНГ при уменьшении в 2000 году объемов их импорта на 60,0%.
Анализ географического распределения пензенского экспорта и импорта за период 1996 - 2000 годы (прил. 7, табл. 3) свидетельствует о том, что не со всеми странами СНГ Пензенская область одинаково активно участвует в торгово-экономических отношениях.
По уровню стабильности и объемам взаимной торговли среди 11 стран СНГ можно условно выделить три группы стран. Первая группа, в которую входят Белоруссия, Украина. Казахстан и Узбекистан - "стабильно лидирующие партнеры", именно с этими странами Пензенская область торгует наиболее активно. Вторая группа, включающая Молдавию, Киргизию и Азербайджан - "эпизодические партнеры" - с которыми торгово-экономические связи носят разовый, нерегулярный характер и ограничиваются деятельностью незначительного числа предприятий и частных фирм. Третья группа - "депрессивные партнеры" - страны СНГ (Туркмения, Таджикистан, Армения. Грузия), торговля с которыми в 2000 году практически сведена к минимуму или прекращена.
Основными, стратегическими партнерами Пензенской области среди стран СНГ являются те из них, которые входят в первую группу. Так, в течение последних трех лет анализируемого периода, т.е. в 1998, 1999 и 2000 годах на их суммарную долю приходилось соответственно 92,0%, 95,1%, 94,3% от общего товарооборота региона со странами СНГ. Среди стран первой группы лидирующие положения занимают Белоруссия и Украина, а с 2000 года и Казахстан.
Рассмотрим взаимную торговлю Пензенской области с этими странами за указанный период времени более подробно.
По данным Пензенского облкомстата товарооборот с Белоруссией составил в 1998 году 14,9 млн. долл., в 1999 году - 11,8 млн. долл. и в 2000 году - 6,8 млн. долл., т.е. имеет явно выраженную тенденцию к сокращению: за два года его стоимость уменьшилась более чем в 2 раза. В течение всех лет сальдо внешнеторгового оборота с Белоруссией складывалось отрицательное, в размере 3-4 млн. долл.
Объемы экспортных поставок пензенских товаров в Белоруссию также значительно уменьшаются: если в 1998 году экспортировалось продукции на 5,5 млн. долл., то в 1999 году -на 4,4 млн. долл., в 2000 году - на 2,0 млн. долл. Наибольшую часть экспорта составляет машиностроительная продукция, доля которой соответственно годам анализируемого периода составляет - 77,4%, 81,8%, 53,4%. Значителен (на уровне 800 тыс. долл. в год) объем поставки древесины и изделий из нее - их доля составляет, соответственно 17,8%, 16,7%, 39,0%. В меньших объемах (в пределах 50 - 100 тыс. долл.), но также регулярно осуществляется экспорт изделий из стекла и керамики, доля которых составляет 0,7%, 1,1%, 5,1%. Поставки других товаров в структуре экспорта представлены в менее значительных объемах и не отличаются регулярностью.
Объемы белорусского импорта составляли в 1998 году - 9,4 млн. долл., в 1999 году - 7,6 млн. долл., в 2000 году - 4,8 млн. долл., и за два года, как и экспортные поставки, снизились почти в 2 раза. Значительную часть импорта из Белоруссии составляет машиностроительная продукция: в 1998 году - 35,9%, в 1999 году - 60,1%, в 2000 году - 31.4%, а так же древесина и изделия из нее - 5,1%, 4,8%, 16,8%, изделия из черных и цветных металлов - 2,8%, 6,6%, 3,3%. Достаточно велики объемы закупок (в 1998 году - 676,0 тыс. долл., а затем стабилизация на уровне 400,0 тыс. долл.) товаров культурно-бытового назначения (в основном мебели), удельный вес которых составил 7,1%, 5,2%, 8,3%, продукции химического комплекса -18,5%, 2.9%, 12,4% импорта. Обращает внимание увеличивающийся удельный вес и стоимостная стабильность (в 1998, 1999 годах - на уровне 260 тыс. долл., в 2000 году - 305,3 тыс. долл.) закупок продовольственных товаров, что соответствует 2,8%, 3,4%, 6,4% объемов импорта.
Результат анализа объемов и товарной структуры экспортно-импортных операций с Белоруссией подтверждает отмечаемую пензенскими участниками ВЭД большую ориентацию белорусских партнеров на экспорт собственной продукции, нежели на импортные закупки.