Недействующий

О Программе развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Пензенской области на 2001 - 2005 годы (с изменениями на 11 января 2005 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 17.01.2006 N 14-пП)

3.2.2. Основы экспортной стратегии Пензенской области

В конце 90-х годов Пензенская область оказалась перед выбором адекватной экспортной стратегии и оптимальных форм международного экономического сотрудничества, способных обеспечить стабильно высокий приток валютных средств и укрепление позиций региона на мировом рынке. От выбора экспортной стратегии зависят и средства ее реализации, меняются акценты при планировании и проведении мероприятий по стимулированию экспорта. Стратегия включает в себя три главные цели:

1) выдвижение внешней торговли в число важнейших приоритетов развития области. Для этого необходимо привлечение внимания широкой общественности к осознанию факта тесной взаимосвязи между состоянием мировых товарных рынков и динамикой экономического развития региона, признания успешных экспортных усилий тех или иных местных предприятий;

2) поддержка инициативы предпринимателей по развитию экспорта. В этих целях необходимо: информационное обеспечение деловых кругов, финансовая поддержка экспортеров, ввести в практику передачу навыков и знаний многоопытных экспортеров предприятиям, начинающим ВЭД содействовать в образовании предприятий с иностранными инвестициями; выявление новых конкурентоспособных товаров и услуг;

3) освоение новых зарубежных рынков сбыта и активизация международных экономических отношений в целом. С целью реализации этой задачи необходимо развивать торгово-экономические, научно-технические и культурные связи с другими странами, координировать выезды торговых делегаций, формировать спрос иностранных потребителей на пензенскую продукцию.

Современная международная специализация Пензенской области сформировалась в основном в 70-е годы и определяется прежде всего ее научно-производственным потенциалом. В то же время : положение в машиностроительном комплексе ухудшилось в результате известных негативных последствий экономических реформ и кризиса 1998 года. Все это привносит элементы нестабильности в развитие экспорта области, основанного на поставках машиностроительной продукции.

Тем не менее, в ближайшей и среднесрочной перспективе областной экспорт сохранит машинотехническую направленность, и задача состоит в укреплении материально-технической базы соответствующих отраслей. Важным шагом в этом направлении станет оживление инвестиционной и инновационной деятельности в промышленности.

Вместе с тем, усиление роли Пензенской области на внешних рынках невозможно без улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена в пользу повышения удельного веса готовой продукции, активного освоения более эффективных форм сотрудничества, производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов и т.д. Таким образом, основой долгосрочной экспортной стратегии Пензенской области должен быть экспорт товаров высокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий, на основе государственной и региональной поддержки. С экспортом машинотехнической продукции связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения области, а также усиления позиции области в российской и мировой экономиках.

Для стабилизации и последующего роста экспорта машин и оборудования необходимы совместные усилия предприятий и органов государственной власти всех уровней, последовательная деятельность Правительства Пензенской области в сфере экономической политики. Перспективным является создание при участии государственных органов финансово-промышленных групп и консорциумов экспортной ориентации. Реализация конкретных экспортных проектов должна опираться на четкую оценку конкурентных преимуществ Пензенской области, связанных как с относительной дешевизной рабочей силы, так и с накопленным интеллектуальным и технологическим потенциалом, включающим в себя опережающие технические идеи и разработки оборонных производств и научно-исследовательских институтов.

Ближайшие задачи в развитии областного экспорта готовой промышленной продукции состоят в восстановлении утраченных позиций страны на внешних рынках. Однако не все бывшие партнеры Пензенской области смогут обеспечить платежеспособный спрос, особенно на машины и оборудование. В этой связи в качестве предварительного условия развития сотрудничества выступает разработка адекватных механизмов его реализации.

Расширение военно-технического сотрудничества с зарубежными странами является одним  из  наиболее  мощных  и  эффективных рычагов  развития  наукоемкого машинотехнического экспорта.

Оборонный комплекс предприятий Пензенской области является значимым даже в масштабах России. Специфика предприятий области состоит в том, что многие предприятия разрабатывают и выпускают не законченное изделие, а комплектующие и запасные части, а также товары двойного назначения. При этом производственные мощности используются в настоящее время далеко не полностью. Номенклатура продукции военного назначения достаточно широка. Необходимо отметить, что пензенскими предприятиями выпускаются конкурентоспособные комплектующие и изделия, а на ряде предприятий - не имеющие аналогов в мире. На сегодня в оборонном комплексе области работают и такие предприятия, которые являются монополистами по ряду направлений в производстве специзделий. Выпуск отдельных комплектующих поддерживает большую группу законченных изделий, выпускаемых на смежных предприятиях.

Основной проблемой ВПК Пензенской области становится хроническая нехватка оборотных и инвестиционных средств. Растут долги за ранее выполненные оборонные заказы.

Процессы конверсии, затронувшие оборонные предприятия, не обеспечили необходимых финансовых поступлений для компенсации потерь от снижения оборонных заказов. Отсутствие или непрофессионализм маркетинговых служб, несвоевременная переориентация производства на конкурентоспособную гражданскую продукцию, негативно сказались на конверсии производства.

                                    

В последнее время принимались меры по выводу оборонного комплекса из кризисного состояния со стороны федеральных и местных органов государственной исполнительной власти.

Тем не менее, принятые меры недостаточны для оздоровления экономической ситуации в ВПК области и должны быть подкреплены эффективной работой самих предприятий.

С учетом всей совокупности внутренних факторов развития ВПК области, важным источником дополнительных финансовых ресурсов должно стать расширение экспортных возможностей предприятий в сфере военно-технического сотрудничества.

Необходимо отметить, что, несмотря на тяжелое хозяйственное положение, предприятиям ВПК области во многом удалось сохранить высокопрофессиональные трудовые ресурсы, высокотехнологичные производственные мощности, действующий научный потенциал.

Таким образом, наряду с существующими экспортными возможностями предприятий области, важным направлением развития экспортного потенциала региона должно быть создание необходимых организационных предпосылок для расширения военно-технического экспорта предприятиями области.

Одной из приоритетных задач в этом направлении является взаимодействие с ФГУП "Рособоронэкспорт", включающая в себя реализацию экспортных возможностей предприятий области в сфере военно-технического сотрудничества.

Проводится и должна быть продолжена работа по следующим направлениям:

- определение стран, куда поставлялась продукция военного назначения;

- анализ комплектующих, используемых в изделиях, поставляемых на экспорт смежными предприятиями, количество и география поставок;

- анализ сроков эксплуатации поставленной продукции, участие предприятий в проведении модернизации, ремонте, поставке запасных частей;

- анализ и оценка внешнего рынка вооружений, определение ориентации государств в области вооружений (наличие используемой техники, по родам войск, закупка или модернизация);

- определение, анализ и оценка основных конкурентов по аналогичной продукции, оценка возможностей конкуренции;

- проведение  активной  политики  по  продвижению  на  внешние  рынки конкурентоспособной продукции, мобилизация возможностей официальной дипломатии для поддержки      тех      или иных   проектов (посольства стран в РФ, зарубежные представительства, посольства РФ в зарубежных странах);

- продвижение лицензий и ноу-хау на продукцию военного назначения, предполагающих расширение экспортных возможностей и которые могут быть переданы зарубежному заказчику;

- расширение экспортных возможностей предприятий, выпускающих гражданскую продукцию, и привлечение к работе в сфере военно-технического сотрудничества;