Недействующий

О Программе развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Пензенской области на 2001 - 2005 годы (с изменениями на 11 января 2005 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Пензенской области от 17.01.2006 N 14-пП)

4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы Пензенской области, регламентирующей внешнеэкономическую деятельность

Отношения Пензенской  области с  иностранными  государствами  в  сфере внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, положений Закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ и других нормативно-правовых актов.

Принимая во внимание существующее разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере внешнеторговой деятельности выделим следующие вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Пензенской области:

- координация внешнеторговой деятельности Пензенской области, в том числе экспортной деятельности Пензенской области, в целях максимальной реализации их экспортного потенциала;

- формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

- получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов Пензенской области, их использование во внешнеторговой деятельности и погашение. Средства для предоставления гарантий в отношении иностранных кредитов предусматриваются отдельной строкой в бюджете Пензенской области;

- выполнение  международных договоров  Российской  Федерации в сфере внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы Пензенской области;

- координация деятельности Пензенской области по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию участия в приграничной торговле;

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Вне пределов Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере внешнеторговой деятельности Пензенская область обладает всей полнотой государственной власти.

В частности, Пензенская область имеет право в пределах своей компетенции:

- осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществлять координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц;

- осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности;

- предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на ее территории. Российская Федерация не отвечает по дополнительным гарантиям Пензенской области;

- создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов;

- заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;

- содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджета Пензенской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности;

- другие вопросы.

Координация внешнеторговой деятельности Пензенской области по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется путем разработки и реализации решений федеральным органом исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти Пензенской области, а также путем взаимного обмена информацией между ними в этой сфере.

Федеральные органы исполнительной власти своевременно согласовывают с соответствующими органами исполнительной власти Пензенской области планы и программы развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации, затрагивающие интересы Пензенской области и находящиеся в пределах ее компетенции.

Органы исполнительной власти Пензенской области в месячный срок после получения соответствующего проекта на согласование направляют официальное заключение федеральному органу исполнительной власти.

Неполучение официального заключения от Пензенской области рассматривается как ее согласие с направленным на согласование проектом.

Органы исполнительной власти Пензенской области обязаны регулярно информировать федеральный орган исполнительной власти обо всех действиях, предпринятых Пензенской областью по вопросам совместного ведения в области внешнеторговой деятельности. На современном этапе экономических преобразований в Пензенской области, когда идет активный процесс формирования принципиально новой правовой и институциональной основы открытого рыночного хозяйства, особое значение приобретают целенаправленные усилия Пензенской области по совершенствованию нормативной базы, организационному и иному обеспечению международных отношений и внешнеэкономических связей.

С уменьшением вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере внешней торговли, существенно возрастает роль косвенных (неадминистративных) форм его участия в реализации общеобластных целей и задач в этой сфере.

Предлагаемая   в   дополнение   к   экономическим   механизмам   поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий система организационно-правовых и специальных мер стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий позволит более эффективно выполнять возложенные на Пензенскую область функции по ее развитию и расширению участия Пензенской области в международном разделении труда.

Соответствующие функции закреплены и обоснованы в Федеральном Законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" по ее стимулированию. Указанный Федеральный Закон охватывает широкий, но не исчерпывающий, перечень вопросов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В нем, в частности, не нашли достаточного отражения такие важные вопросы как ценообразование во внешнеэкономической деятельности и гарантии партнерам по сотрудничеству, порядок разрешения хозяйственных споров и некоторые другие вопросы.

В сложившейся ситуации большим плюсом является то, что у регионов есть возможность собственного законотворчества, что позволяет им сглаживать недостатки федеральных актов, а часто и опережать последние.

Необходимо подготовить следующие проекты нормативно-правовых актов Пензенской области, относящихся к сфере внешнеэкономической деятельности и представить их в Законодательное Собрание Пензенской области.